https://institutiones.com/download/books/2276-ponimanie-processa-ekonomicheskix-izmenenij.html
http://cee-moscow.com/doc/izd/North.pdf
ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ
ДИНАМИКА
1. Понятие
институционального изменения.
Действуя в соответствии с известным им
правилом, индивиды часто в одной и той же ситуации ведут себя по-разному.
Причин этому может быть
достаточно много: не все адресаты правила знают его достаточно хорошо; даже
твердо зная «формулу» правила, они неодинаково понимают содержание правила; формулировка правила имеет достаточно
общий характер, не фиксируя жестко, какое именно поведение должно
иметь место в регулируемой ситуации; даже при жесткой и однозначной
формулировке описания должного поведения, индивиды могут совершать случайные ошибки, не воспринимаемые гарантом
нормы как отклонения, влекущие за собой санкцию; серьезное нарушение правила
может быть не замечено гарантом и, стало быть, не повлечет за собой наказания, и т.д. Таким
образом, выполняемое правило всегда отличается от его идеальной модели, как зафиксированной в знаковой форме,
так и содержащейся в памяти людей.
Для того, чтобы определить,
что представляют собой институциональные изменения, используют структуру
нормы, включая описание ситуации, характеризующее условия
приложения нормы, т.е. определяющее,
когда индивидам следует действовать в соответствии с данным правилом; характеристику
индивида, или адресата нормы, позволяющая определить, какие типы индивидов
должны придерживаться правила; определение
предписываемого действия, или содержания нормы, указывающее, какие именно должны, могут или не должны
совершать адресаты правила в
соответствующих ситуациях; описание санкции за
неисполнение предписания, позволяющее адресату нормы определить, какие издержки
он понесет, не выполнив предписываемое действие; характеристику гаранта нормы, т.е. субъекта, применяющего санкции
к нарушителю правила; такая
характеристика позволяет адресату нормы более точно определить ожидаемые издержки от нарушения
правила и принять более обоснованное решение о следовании или не
следовании ему.
Исходя из этого, изменением правила называется изменение какого-то одного или
нескольких из его компонентов. Таким
образом, изменение правила – это не изменение в поведении, которое
может быть вызвано самыми разными, в том числе случайными причинами, а изменение описания компонентов правила,
позволяющих индивидам принимать решения о своих действиях. Это не означает, что изменения в
поведении индивидов, стремящихся следователь
правилу, включая случайные, ненамеренные отклонения от предписываемого порядка действий, не могут привести к
изменениям правила в строгом смысле этого слова. Напротив, именно такие
отклонения чаще всего и вызывают действительные изменения в правилах.
Отклонения от предписанного
порядка действий могут приносить их субъектам неожиданные выгоды, – большие,
чем те, на которые рассчитывал индивид, принимая решение следовать правилу.
Причинно-следственная связь между
произошедшим отклонении в поведении и полученной выгоды может отразиться в
памяти индивида и, при некотором числе ее повторений,
может трансформироваться в новое «индивидуальное правило», отличающееся от
исходного в каком-то из компонентов: ситуации, содержании нормы и т.п. Новая
успешная практика через различные каналы передачи информации может
распространиться на всех индивидов, оказывающихся адресатом «старого» правила,
в описании которого, содержащемся в их памяти, соответственно, произойдет изменение. Это последнее и будет означать, что
изменилось не только поведение, изменилось и регулирующее
его правило.
Если произошедшее отклонение в поведении не принесло его субъекту осознанных им выгод или привело к чистым
убыткам, либо потери от наказания превысили такие выгоды, либо информация об успешном отклонении не
распространилась среди потенциальных
адресатов нормы, то приведенная
последовательность событий не будет иметь места, так что изменение в правиле не произойдет.
Выделяют три основных группы
классификационных признаков, позволяющих охарактеризовать институциональные
изменения [5]:
– локализация институционального изменения в системе институтов
экономики – общие классификации;
– характер влияния
институционального изменения на поведение экономических агентов или экономическую систему
- функциональные, или внешние классификации;
– характер изменения института
– морфологические, или внутренние
классификации.
Первые две группы
классификаций характеризуют институциональные изменения как элементы процессов функционирования и
развития экономики, последняя – как
элементы относительно обособленной системы, отдельного экономического
института. Тем самым, в совокупности эти группы классификаций позволяют достаточно полно описать разнообразие
институциональных изменений.
2. Модель
институциональных изменений Норта
Основные источники институциональных изменений
Норт выделил следующие основные источники
институциональных изменений.
Изменения в относительных ценах приводят к институциональным изменениям,
которые восстанавливают экономическую эффективность в экономике или
способствуют ее достижению. Изменения в относительных ценах (например,
изменения в соотношении цен факторов производства — цен на землю и труд, труд
и капитал, капитал и землю) меняют стимулы экономических агентов, которые
вступают во взаимодействие друг с другом. Новые относительные цены создают
новые возможности получения доходов, которые требуют институциональных
изменений.
В качестве примера Норт приводит изменение в
относительных ценах на землю и труд в XIV и XV веках. В этот период в Европе
наблюдается резкое сокращение численности населения в результате голода,
повторяющихся эпидемий чумы и других болезней, войн и революций. Это был период
абсолютного сокращения численности населения, в результате которого произошло
изменение относительных цен факторов производства: земли и труда. Если в XIII
веке цена труда снизилась относительно цены земли в результате роста
населения, то в XIV и XV веках цена труда возросла относительно цены земли. В
результате уменьшилась переговорная сила феодалов, а переговорная сила
крестьян возросла, что привело к изменениям в правах собственности.
Обострившаяся конкуренция между феодалами за рабочую силу привела к тому, что
феодалы снижали ренту и облегчали феодальные повинности, поскольку это было
наиболее эффективным средством удержать крестьян-арендаторов. Постепенно
контракты об аренде земли стали заключаться на более длительный срок и вскоре
аренда стала пожизненной, т.е. возник обычай передачи надела по наследству.
Численность населения оставалась низкой на протяжении нескольких поколений, и
постепенно право наследования земельного надела стало обычным. Земля
обрабатывалась теперь свободными арендаторами или батраками, получавшими поденную
плату [North, Thomas, 1973].
Другой пример, связанный с законом о разработке
месторождений полезных ископаемых, анализирует в своей статье Лайбкэп
[Libecap, 1978]. Когда возросла цена на некоторые полезные ископаемые, и
появились новые источники получения доходов, тысячи искателей золота и серебра
отправились на их добычу. Но в те времена существовал институциональный вакуум,
т.е. не было юридических правил, которые регулировали бы права собственности в
этой сфере. Поэтому существовала общая неопределенность в отношении точных
границ участков, способов защиты этих границ, и издержки защиты прав
собственности были неоправданно высоки. Хотя наиболее воинственные индивиды
могли выиграть от существующей анархии, но в целом каждый индивид выиграл бы
значительно больше от четкого определения прав собственности в этой сфере.
В этой ситуации экономические агенты осознали,
что любая система прав собственности лучше, чем полное ее отсутствие. В среде
золотоискателей возникли нормы и конвенции, регулирующие права собственности.
Однако с ростом выгод от данного вида деятельности произошло усиление
экономических стимулов к нарушению существующих конвенций. Стало очевидно, что
необходима более совершенная институциональная структура с титулами
собственности, которые четко определяли бы права и обязанности собственников.
Неформальные конвенции уже не могли предотвратить возникновение анархии в этой
сфере, и появились установленные государством и защищаемые им права
собственности. В этом случае экономическим стимулом для институциональных
изменений стал ценовой сигнал (изменение цен на минералы относительно цен на
другие блага и услуги).
Вторым источником институциональных изменений
служат технологические инновации, которые в свою очередь ведут к
изменению относительных цен. Рассмотрим условный пример институциональных
изменений в результате появления новых технологических возможностей.
Представим себе, что мы можем отапливать дом не масляным или газовым
обогревателем, а с помощью установленного на крыше коллектора солнечных лучей.
Чтобы принять решение мы должны сравнить техническую эффективность обогревателей
и их цены. Для традиционных видов отопления это сделать нетрудно, а техническая
эффективность солнечной батареи очень сильно зависит от институциональных
соглашений, принятых в обществе, ведь ваш сосед может вырастить на своем
участке дерево, которое будет препятствовать попаданию солнечных лучей в ваш
коллектор. Т.е. техническая эффективность новой техники зависит от сложившейся
институциональной среды.
Институциональное изменение (принятие закона,
запрещающее вашему соседу создавать препятствия для пользования солнечной
батареей) станет следствием появления новой технологии. Производители солнечных
батарей и те, кто намерен пользоваться ими, предпримут определенные действия,
которые приведут к институциональным изменениям.
И, наконец, еще один источник институциональных
изменений — это изменения во вкусах и предпочтениях людей. В
качестве примера здесь можно привести серьезное институциональное изменение,
которое само по себе не может быть полностью объяснено изменением соотношения
цен, и в котором основную роль играли идеи — это движение за отмену рабства в
Соединенных Штатах. Ведь во время Гражданской войны в Америке институт рабства
еще оставался экономически выгодным.
В обществе меняются представления о том, какие
блага входят в состав полного потребительского набора нации. Рассмотрим
следующий пример. В начале XIX века в Англии стали очевидными бесчеловечные
последствия промышленной революции и в обществе стало расти их неприятие, что
привело к принятию законов, изменивших институциональную среду. В 1824 году был
принят закон графа Шэфтсбери об угольных шахтах, который запрещал использование
женского и детского труда на подземных работах. Фабричный закон 1933 года
установил минимальные требования к условиям труда, которые должны были
соблюдаться для детей и подростков. Он ограничил «свободу» владельцев фабрик в
интересах группы населения, которая не могла сама себя защитить. Затем
последовали и другие законы, отражавшие изменившиеся представления людей
относительно благосостояния общества.
Из рассмотрения этих примеров видно, что в одних
случаях институциональные изменения приводили к повышению эффективности (в
этом случае какая-то общественная группа выигрывала, и никто при этом не
проигрывал). А в других случаях изменения были перераспределительными по своей
природе. Выигрыш одной стороны сопровождался потерями для другой группы.
Возможен и еще один крайний случай, когда происходит снижение экономической
эффективности (в том случае, когда перераспределение богатства в результате
институционального изменения сопровождается поиском ренты).
Перераспределительный вариант институциональных
изменений является, конечно, наиболее распространенным. Практически всегда
найдется группа людей, которая утрачивает возможность получать выгоды при
существующих правилах, регулирующих обмен в обществе. В обществе очень много
институтов, которые выполняют перераспределительные функции. Теоретически в
случае институциональных изменений можно осуществить компенсацию проигравшей
стороны. Иногда эта компенсация может иметь существенное значение, чтобы институциональное
изменение не принимало конфликтные, насильственные формы. В качестве
характерных примеров можно привести отмену рабства в Америке в 1860 году и
отмену рабства на Антильских островах, принадлежавших Англии в 1930-х годах. В
Англии этот процесс прошел безболезненно, потому что он происходил постепенно,
и рабовладельцы получили компенсацию за понесенный ущерб. В Америке решение
проблемы отмены рабства вылилось в гражданскую войну*.
* Стенли — секретарь по ирландским делам
предложил в 1833 году систему отмены рабства на Антильских островах.
Рабовладельцы получали 15 млн фунтов стерлингов компенсации, которая затем была
увеличена до 20 млн фунтов. Кроме того, предусматривался переходный период (7
лет), в течение которого негры находились в промежуточном положении.
Простейшая модель институциональных изменений
Итак, мы говорили о том, что одним из источников
институциональных изменений является изменение относительных цен. Но цены
меняются постоянно и поэтому возникает вопрос о том, когда изменения
относительных цен ведут к институциональным изменениям, а когда их следствием
является просто пересмотр контрактов в рамках действующих правил.
Для дальнейших рассуждений нам потребуется
определение институционального равновесия, которое дает Д. Норт:
«Институциональное равновесие — это такая ситуация, в которой при данном
соотношении сил игроков и данном наборе контрактных отношений, образующих
экономический обмен в обществе, ни один из игроков не считает для себя выгодным
тратить ресурсы на реструктуризацию отношений. Заметьте, что такая ситуация не
означает, что все игроки довольны существующими правилами и контрактами. Она
означает лишь то, что при данных относительных издержках и выигрышах от
изменения игры, которую ведут участники контрактных отношений, им невыгодно
менять игру» [Норт, 1997б, с. 111—112].
Агентами институциональных изменений являются
предприниматели (экономические и политические), формирующие организации,
которые являются их орудием. Индивиды, конечно, могут действовать и в
одиночку, но могут и организоваться с определенной целью. Организованные группы
способны к более концентрированному действию.
В институциональную структуру встроены стимулы,
и они играют решающую роль в том, какие организации будут возникать, и какие
знания и навыки они будут приобретать. Если институциональная структура
общества поощряет криминальную деятельность, то будут возникать организации,
которые используют эти возможности максимизации прибыли. Если, наоборот
наибольшую выгоду в данных институциональных рамках предприниматели могут
получить от производственной деятельности, то будут возникать организации,
которые станут инвестировать средства в приобретение знаний и навыков в этой сфере.
Поведение организаций, максимизирующих
богатство, может принимать форму выбора в рамках существующих правил и
ограничений, или проявлятся в виде попыток изменения самих правил и
ограничений. Какое направление выберет организация, зависит от ее восприятия
выигрыша. В современной экономике организации затрачивают ресурсы в обоих
направлениях.
Рассмотрим теперь простейшую модель
институциональных изменений. Относительные цены изменились, и одна из сторон,
участвующих в обмене (это может быть обмен как экономический, так и
политический) чувствует, что она одна или они обе могут выиграть от изменения
контракта. В этом случае будет предпринята попытка пересмотра контракта.
Однако контракты вписаны в иерархию других правил и изменение условий договора
может оказаться невозможным без изменения правил, находящихся на более высоких
ступенях иерархии (или без нарушения какого-то неформального правила). В этом
случае та сторона, которая хочет улучшить свое положение, может попытаться
затратить ресурсы на изменение правил, более высокого уровня. Если же речь идет
о неформальном правиле, то изменения в относительных ценах могут привести к их
эрозии и замене другой нормой. Если люди начинают игнорировать неформальное
правило, и оно перестает подкрепляться механизмом принуждения, то со временем
оно перестает действовать и заменяется другим институтом.
Рассмотренная модель очень простая, здесь не
учитывается большое количество других факторов, например, проблема безбилетника,
которая препятствует коллективному действию [Норт, 1997б].
Источником дискретных институциональных
изменений служат войны, революции, завоевания и стихийные природные бедствия,
которые нарушают непрерывность институционального развития. Дискретные
изменения — это радикальные изменения в формальных правилах.
Почему непрерывность институциональных изменений
нарушается и происходят революции? Обычно институциональные изменения
происходят в рамках, с которыми согласна каждая из сторон. Кризисная ситуация в
обществе может разрешаться с помощью перестройки политических институтов, но
для этого институциональная структура общества должна предоставлять возможности
компромиссов между игроками. Если в обществе нет институциональных рамок для
разрешения конфликтов, если отсутствуют институты, которые выполняли бы роль
посредника, тогда агенты институциональных изменений могут сформировать
коалиции, которые попытаются разрешить кризис с помощью насилия.
В связи с революциями возникает вопрос о том,
почему люди участвуют в революции, ведь издержки участия могут быть очень
велики (вплоть до гибели), в то время как выигрыши весьма неопределенны. Как в
этом случае удается преодолеть проблему безбилетника? Стандартная
экономическая теория, использующая принцип методологического индивидуализма и
считающая, что индивиды действуют только исходя из своей выгоды, сопоставляя
выгоды и издержки, ответить на этот вопрос не может. Здесь вступает в действие
идеология, которая может быть весьма действенным способом преодоления проблемы
коллективных действий. Чем сильнее идеологические убеждения участников, тем
большую цену они готовы заплатить. Однако неоинституциональной теории не
удалось пока объяснить идеологию с позиций методологического индивидуализма.
3. Институциональные изменения и зависимость от пути развития
Роль прошлого в современном развитии институтов
Какую роль играет прошлое в современном развитии
институтов? Можно выделить два основных подхода к этому вопросу.
1. Сторонники первого считают, что в обществе
действует эволюционный механизм, который отбирает наиболее эффективные
институты и организации, приносяшие наибольшую пользу обществу.
2. Другие авторы уверены, что выживают не
обязательно самые эффективные институты и организации. Развитие в прошлом
могло пойти по неоптимальному пути.
Круг авторов, которые считают (иногда в неявном
виде), что эволюционные процессы в целом ведут в направлении к оптимальности и
эффективности, достаточно широк. Их иногда называют историческими оптимистами,
а этот подход — панглоссианским по имени героя философской повести Вольтера*.
* В философской повести Вольтера «Кандид
или оптимизм» есть герой, которого зовут доктор Панглосс — это наставник
главного героя. Доктор Панглосс, который с тупым оптимизмом постоянно
утверждал: «Все к лучшему в этом лучшем из миров», в конце концов, был повешен
за богохульственные речи в Лиссабоне после землетрясения.
В современной экономической литературе этот
подход проявляется в попытке оправдать гипотезу о максимизирующем поведении
экономических агентов или гипотезу о рациональном поведении ссылкой на
естественный отбор. Впервые такая попытка была предпринята Алчианом в 1950
году в его знаменитой статье «Неопределенность, эволюция и экономическая
теория» [Алчиан, 2006].
Статья была написана как ответ на критику
предпосылки неоклассической теории о максимизирующем поведении экономических
агентов. Это направление критики маржиналистской теории возникло в 1930-х
годах в Англии и в 1940-х годах в Америке на базе эмпирических исследований
поведения предпринимателей, которые показали, что при принятии решений
предприниматели не осуществляют расчет и сопоставление предельных величин издержек
и выгод. Зачастую они даже не располагают информацией, необходимой для этих
расчетов.
В ответ на эту критику Алчиан заявил, что
выживают те фирмы и индивиды, которые максимизируют прибыль, даже если они и
не делают это целенаправленно. Он выдвинул аргумент о естественном отборе,
который был призван доказать, что обезличенные рыночные силы действуют таким
образом, что соблюдаются все теоремы, описывающие поведение фирмы в
неоклассической теории, даже если предпосылки о поведении фирмы, направленном
на максимизацию прибыли, неверны. В условиях неопределенности, неполной
информации и несовершенного знания максимизация прибыли не может быть руководством
к действию. Заранее, ex ante, мы не можем сказать, какое поведение приведет к
наилучшим результатам. Лишь задним числом, ex post можно определить, какие
действия принесли наибольшую прибыль.
В теории Алчиана не предполагается, что
экономические агенты действуют целенаправленно и сознательно. Индивид может
реагировать на неопределенность, строго придерживаясь привычек и обычного
поведения, которые ассоциировались с успехом в прошлом, он может использовать
метод проб и ошибок, или имитировать поведение наиболее удачных фирм. Рынок же
отберет те виды поведения, которые были бы правильными в условиях
совершенного предвидения. Подобный тип рациональности Уильямсон называет
органической (organic rationality). C этим типом рациональности ассоциируются эволюционные
теории (Алчиан, Нельсон и Уинтер), а также австрийская школа (Хайек, Менгер,
Кирцнер) [Уильямсон, 1996]. Фридмен в статье 1953 года пошел еще дальше и
заявил, что естественный отбор ведет к оптимизирующему поведению агентов и
фирм. Естественный отбор у Фридмена — это основание для того чтобы
предполагать, что агенты действуют так, как будто они рационально стремятся
максимизировать ожидаемый результат, независимо от того, делают они это или
нет. «Таким образом, они как будто знают соответствующие функции спроса и
издержек, вычисляют предельные издержки и предельный доход от всех доступных
им видов деятельности и увеличивают масштаб каждого из видов деятельности до
такого момента, пока соответствующие предельные издержки и предельный доход не
сравняются» [Фридман, 1994. с. 34].
У этих авторов, однако, остается неясным сам
механизм естественного отбора. Алчиан предполагает, что фирмы имитируют тех,
кому удается максимизировать прибыль. Но остается невыясненным вопрос о том,
откуда фирмы знают, какие характеристики они должны имитировать. В качестве
критики идеи Алчиана Пенроуз высказывает аргумент о том, что в экономике нельзя
проводить аналогию с естественным отбором в биологии, поскольку не обнаружен
экономический аналог наследственным характеристикам, передаваемым с помощью генов.
Уинтер и Нельсон нашли подобный аналог в
рутинах, которым следует фирма. Рутина для них — это общий термин для всех
нормальных и предсказуемых образцов поведения фирмы: конкретных технических
методов производства товаров и услуг, заказа нового оборудования, политики в
области инвестирования и НИОКР, реклама и стратегия деловой активности в
отношении диверсификации продукта и заграничных инвестиций. Они наследуются в
том смысле, что у организмов завтрашнего дня многие характеристики те же, что
и у породивших их современных организмов. «Рутины являются основным понятием,
характеризующим постоянство поведения в нашей экономической теории: «рутины
подобны генам». В первом приближении можно ожидать, что фирмы поведут себя в
будущем соответственно рутинам, применявшимся ими в прошлом» [Нельсон, Уинтер,
2006, c. 65]. Рутины подвержены отбору: организмы с определенными рутинами
могут функционировать лучше других, и их относительная значимость в отрасли
возрастает.
Итак, этот подход основывается на идее о том,
что капиталистическая конкуренция действует подобно эволюционному процессу в
биологии, отбирая наиболее эффективные институциональные формы и способы
организации. Эта идея прослеживается в работах Йенсена, Уильямсона, Меклинга,
Норта и других институционалистов. Так, Норт в работе 1981 года «Structure and
ChangeinEconomicHistory» утверждает, что конкуренция заботится о том, что
выживают наиболее эффективные институты, а неэффективные гибнут, а Йенсен,
Меклинг и Уильямсон предполагают, что типичная иерархическая капиталистическая
фирма — это наиболее эффективная форма потому, что она преобладает в
современном мире.
Сторонники второго подхода обращают внимание на
те явления, которые противоречат тезису о том, что выживают только наиболее
эффективные институциональные структуры и организационные формы. Одно из таких
явлений — это зависимость от траектории развития (path dependence).
Если бы институты существовали в мире, где
трансакционные издержки равны нулю, то предшествующее экономическое развитие
не имело бы никакого значения. Изменения в относительных ценах или в
предпочтениях немедленно влекли бы за собой соответствующую перестройку
институтов. Но в реальном мире, где трансакционные издержки не равны нулю,
важное значение приобретает сам процесс, в ходе которого возникли современные
институты, ведь этот процесс ограничивает выбор в будущем. Именно он определяет
расходящиеся направления развития общества, политических систем и экономик.
«Зависимость от траектории предшествующего развития означает, что история имеет
значение. Нельзя понять альтернативы, с которыми мы сталкиваемся сегодня (и
определить их содержание в процессе моделирования экономической деятельности),
не проследив путь инкрементного развития институтов» [Норт, 1997б, с. 130].
Норт иллюстрирует расходящиеся пути развития на
примере двух стран: Англии и Испании. В начале XVI века между Англией и
Испанией существовало много общего, и перед ее правителями стояла одна и та же
проблема: получение дополнительного источника дохода. Чтобы получить доход
правителям приходилось договариваться со своими подданными, и в обмен на рост
налогов появились новые формы народного представительства.
В ходе революции 1688 года в Англии удалось
добиться конституционного ограничения произвола правителя, после чего стали
возникать экономические институты, вызвавшие относительное упрочение прав
собственности. Возросшая надежность и устойчивость прав собственности во
времени привела к возникновению финансовых рынков в Англии, что способствовало
экономическому росту страны. Одновременно распространялись и укреплялись
идеологические установки, которые сыграли свою роль в институциональных
изменениях.
В Испании, напротив, в противостоянии между
короной и кортесами верх брала корона, что означало постепенный упадок органа
народного представительства. Правителям удавалось создавать неэффективные
права собственности, которые мешали экономической деятельности, однако,
приносили значительный доход короне. Постепенно возник громоздкий и сложный
бюрократический аппарат.
Институциональная структура метрополий
отразилась позднее на различных путях развития их колоний. «Контраст между
историями Северной и Южной Америки дает, вероятно, наилучший пример того, к
каким последствиям приводит различие путей институциональной эволюции» [Норт,
1993].
Первым, кто привлек внимание ученых,
занимающихся экономической историей, к проблеме зависимости от пути развития,
был Поль Дэвид, написавший небольшую статью под названием «Клио и экономическая
теория QWERTY». Он попытался объяснить, как возник и был закреплен необычный
стандарт расположения клавиш на пишущей машинке, какой набор случайных обстоятельств
придал устойчивость этому стандарту, вопреки многим более удобным решениям
[Дэвид, 2006].
Первые шесть букв на клавиатуре компьютера
образуют последовательность QWERTY. Первоначально подобная клавиатура
использовалась на печатных машинках. Но эта клавиатура не самая удобная. В 1932
году Дворак запатентовал клавиатуру, которая приводит к рекордной скорости
печатания — так называемая «упрощенная клавиатура Дворака». В 1940-х годах
эксперименты, проведенные морским флотом США, показали, что возросшая
эффективность использования этой клавиатуры окупит издержки переобучения группы
машинисток в течение десяти дней их работы в течение полного рабочего дня.
Дворак умер в 1975 году, а его клавиатура так и осталась непризнанной. Мир
упорно отказывался от его изобретения.
Расположение QWERTY на печатной машинке возникло
потому, что оно позволяло уменьшить частоту столкновения литерных рычагов. В
1880-х годах были изобретены более удачные машинки без литерных рычагов, с
цилиндрическими рукавами, и на них стали использовать другое расположение букв.
Но в период 1895-1905 гг. на рынке предлагались в основном машинки QWERTY,
которые назывались универсальными. Почему этим машинкам удалось вытеснить
другие, более удобные?
Печатные машинки были элементом большой довольно
сложной системы производства, все составные части которой были взаимосвязаны.
Кроме производителей и покупателей печатных машинок в нее входили машинистки и
ряд организаций, частных и общественных, которые осуществляли подготовку
машинисток. Эта система сложилась эволюционно, ее никто не планировал и не
разрабатывал в отличие от самих технических средств, усовершенствованием
которых занимались целенаправленно.
В конце 1880-х годов наступила эпоха печатания
вслепую. Машинистки должны были учиться этому на определенной клавиатуре.
Фирмы приобретали машинки QWERTY, потому что большинство машинисток обладало
навыками печатания на них. Фирмам было безразлично, какую машинку приобретать,
машинисткам было безразлично, на каких машинках учиться печатать. Но каждое
случайное решение в пользу QWERTY повышало вероятность того, что следующий
экономический агент также выберет машинку QWERTY.
Нетрудно отыскать и другие примеры
технологических аномалий подобного рода. Упорное существование узкой железнодорожной
колеи, вытеснение системами с переменным током других систем, работающих на
токе постоянном, победа бензинового автомобильного двигателя над паровым и
электрическим — все это иллюстрация того факта, что выбранное однажды
направление изменений в технологической сфере может привести к преобладанию
одного технического решения, даже, если оно оказывается менее эффективным по
сравнению с альтернативным решением, которому не удалось закрепиться.
Это явление зависимости от пути развития в сфере
технологии объясняется тем, что развитие явления может сопровождаться нарастанием
связанной исключительно с ним и благоприятствующей ему внешней среды. Именно
эта внешняя среда и направляет развитие явления по определенной траектории
[Нестеренко, 1997]. В нашем примере эта среда включала производителей и
потребителей печатных машинок, а также машинисток с их навыками печатания
вслепую и организации, которые занимались их подготовкой.
Что такое зависимость от траектории развития
применительно к экономическим институтам общества? Применительно к обществу
это понятие означает, что общество и экономика воспроизводят социальные и
культурные институты прошлого, постепенно внося в них изменения. В наиболее
простом виде эту зависимость от траектории развития можно представить следующим
образом. Мы имеем первоначальный набор институтов, который создает, например,
отрицательные стимулы к производственной деятельности. В этой институциональной
среде создаются организации и группы, которые получают выгоду в рамках
действующих правил. Возникает идеология, которая не только оправдывает
существующую структуру общества, но и объясняет слабое функционирование экономики.
Результатом будет политика, усиливающая существующие институты и организации,
а также действующие в этой системе стимулы.
Формы зависимости от предшествующего пути развития
В литературе выделяется несколько форм
зависимости от траектории развития. Идею о существовании различных форм данного
явления предложили Марк Ро, который говорит о слабой, средней и сильной
степени зависимости от траектории развития [Roe, 1996] а также Стэн Либовитц и
Стефен Марголис, которые выделили зависимость первой, второй и третьей степени
[Liebowitz, Margolis, 1995].
Чтобы понять различие между этими формами
зависимости от траектории развития, рассмотрим следующий условный пример. Мы
едем по дороге, на которой много поворотов и думаем о том, что прямая дорога
была бы более удобной. Но современная дорога зависит от того пути, который был
выбран много веков тому назад торговцем мехами, прорубавшем эту дорогу в
дремучем лесу, где водились волки. Чтобы избежать встреч с хищниками, он
обходил места их обитания. Поскольку он не был хорошим охотником, то путь
получился не прямой, а с множеством поворотов. По этой дороге позже ездили
люди, расширяли ее, вдоль дороги стали вырастать селения, возникла
промышленность. Дорогу заасфальтировали, сделав ее пригодной для современного
транспорта. Но вот настало время ремонтировать дорогу и возник вопрос, не
стоит ли сделать эту дорогу прямой? Но тогда придется сносить дома и закрывать
фабрики. Конечно, если бы дорогу строили сейчас, то выбрали бы прямой путь. Но
общество уже осуществило инвестиции в эту дорогу и в инфраструктуру, связанную
с ней, и вся система будет приспосабливаться к этой дороге: водители будут
приобретать соответствующие навыки езды, будут разрабатываться специальные
автомобили, рассчитанные на большое количество поворотов и т.д.
С помощью этого примера мы теперь
проиллюстрируем различные формы зависимости от траектории развития
1. Слабая форма или зависимость от пути развития
первой степени. Эта форма имеет место тогда, когда один институциональный (или
технологический) результат был бы не хуже альтернативного. Каждый хорош
по-своему, каждый достаточно эффективен. В прошлом общество осуществило выбор
между двумя институтами, и этот выбор закрепился. Выбранный институт
функционирует не хуже, чем альтернативный, от которого отказались. Примером
зависимости от траектории развития этого вида может служить выбор в пользу
правостороннего или левостороннего движения, сделанный в различных странах.
2. Средняя форма или зависимость от траектории
развития второй степени. Зависимость от траектории развития этого типа связана
с неэффективностью выбранного пути. Она определяется неспособностью индивидов к
совершенному предвидению будущего, поэтому решения, которые представлялись
эффективными ex ante, не всегда могут оказаться эффективными ex post. Если бы
мы осуществляли свой выбор сейчас, то выбрали бы другую альтернативу,
поскольку неэффективность выбора уже очевидна. Но инвестиции в связи с
выбранной альтернативой уже осуществлены, и перестраивать систему неэффективно.
Мы сожалеем о сделанном в прошлом выборе, но нет никакого экономического смысла
в изменении. В нашем абстрактном примере предположим, что издержки уничтожения
волков были равны выгоде от прямой дороги. Развитие могло пойти по любому пути,
но первый торговец, который путешествовал через лес, был плохим охотником,
поэтому у нас теперь дорога с множеством поворотов. Для этого торговца прямая
дорога была более дорогостоящей, но если бы первым прошел хороший охотник, то
дорога была бы прямой. Но сейчас издержки выравнивания дороги слишком высоки, и
мы лишь сожалеем о том, что было сделано, однако выбор другой альтернативы
сейчас был бы неэффективным.
Можно применить эти абстрактные рассуждения к
выбору модели корпоративного управления. Любая из моделей корпоративного
управления имеет свои недостатки и связана с определенными издержками. В
американской системе — это агентские издержки, связанные с положением
управляющих, слишком короткий временной горизонт принятия решений, издержки,
связанные с жесткой вертикальной интеграцией. В германской и японской моделях
— это агентские издержки, связанные с финансовыми институтами, чрезмерные
вложения в долгосрочные инвестиционные проекты, подавление инновационной
активности. Однако переход от одной модели корпоративного управления к другой в
каждой из этих стран был бы неэффективным.
3. Сильная форма или зависимость от пути
развития третьей степени. Она имеет место тогда, когда ценность новой дороги
превышает издержки сноса зданий и строительства новой дороги. Однако мы не
строим новую дорогу, потому что кроме невозвратных издержек есть еще издержки
другого рода, которые препятствуют строительству новой дороги, причем эти
издержки создаются самой старой дорогой и связаны, во-первых, с информацией,
которой мы располагаем (и нашей идеологией) и, во-вторых, с общественным
выбором и трансакционными издержками политических рынков. Сторонники новой
дороги, возможно, не имеют никакого влияния в законодательных органах, а те
группы, которые связаны со старой дорогой и которые возникли благодаря этой
дороге, возможно, весьма влиятельны, и могут блокировать перемены. В этом
случае осуществить перемены помешают трансакционные издержки политических
рынков. Возможно также, что информацию, которая помогла бы обосновать выбор
новой дороги и определить, где должна проходить эта новая дорога, очень трудно
оценить, потому что мы ничего не знаем о новой дороге, а когда начинаем над
этим задумываться, то наши рассуждения принимают направление, заданное нашими
представлениями о «нормальных» дорогах. Имеющиеся в наших головах ментальные
конструкции, заданные нашим движением по определенной траектории развития,
мешают нам выбрать новый путь. Для человеческого мышления характерна
ограниченность возможностей воображения. Эти пределы определяются опытом и
привычным мышлением, которые зависят от той культуры, частью которой является
человек. Общество не может эффективно рассуждать о новом пути, потому что у
него нет соответствующего словаря, концепции и даже веры в то, что другой путь
вообще может существовать. Таким образом, дополнительным источником возможной
неэффективности институтов могут быть идеи и идеологические установки, которые
определяют те ментальные конструкции, при помощи которых люди обрабатывают
информацию, необходимую для принятия решений.
При третьей форме зависимости от траектории
развития следование по старому пути ведет к результату, который неэффективен,
но в этом случае результат можно исправить. Траекторию движения общества в
случае зависимости слабой и средней формы нельзя исправить при нашем состоянии
знания и тех альтернативах, которые доступны. Сильная степень зависимости в
принципе предполагает возможность исправить траекторию движения, и она в
наибольшей степени и привлекает внимание экономистов.
Выделенные нами два подхода: оптимистический,
рассматривающий конкурентный рынок как механизм естественного отбора, и
подход, уделяющий основное внимание неэффективным институциональным структурам
и зависимости от траектории развития, приводят к различным рекомендациям в
области политики. Сторонники эволюционной теории, указывающие на то, что
эволюционные процессы в обществе не ведут с неизбежностью к оптимальным
результатам, считают желательными некоторые ограниченные формы
государственного вмешательства в экономическую жизнь с целью исправления
траектории, по которой движется общество.
QWERTY-эффекты,
институциональные ловушки
Проблема "институциональных ловушек"
привлекла в последние десять лет пристальное внимание экономистов и ученых,
занимающихся изучением экономических процессов в странах с переходной
экономикой.
В англоязычной литературе «институциональная
ловушка» используется чаще всего не как "institutionaltrap", а
как эффект блокировки (lock-in effect): по Норту, это означает, что
однажды принятое решение трудно отменить (2). В терминах неоинституциональной
теории "институциональная ловушка – это неэффективная
устойчивая норма (неэффективный институт), имеющая самоподдерживающийся
характер" (3). Ее устойчивость означает, что если в системе
превалировала неэффективная норма, то после сильного возмущения система может
попасть в "институциональную ловушку", и тогда уже останется в ней
даже при снятии внешнего воздействия.
Как отмечает Д. Норт, "приращение изменений
в технологической сфере, однажды принявшее определенное направление, может
привести к победе одного технологического решения над другими даже тогда, когда
первое технологическое направление, в конце концов, оказывается менее
эффективным по сравнению с отвергнутой альтернативой"(3).
Хрестоматийном примером такого неэффективного
технологического развития стала проблема QWERTY-эффекта, изложенная в
работе П.Дэвида(1) и получившая дальнейшее развитие в работах
В.М.Полтеровича(3) применительно к институтам и определенная как
институциональная ловушка.
Причем в данном случае дискуссии о степени
эффективности или неэффективности примененной технологии отодвигаются на задний
план, поскольку научный интерес представляет сама возможность
существования QWERTY-эффектов, названных по аналогии с вышеприведенным
примером, и поиск решения проблем, связанных с ними.
С точки зрения теории трансакционных издержек
появление QWERTY-эффекта объясняется по крайней мере двумя причинами:
1. Несогласование ряда интересов различных
групп экономических агентов. Появление QWERTY-эффекта является
результатом частичного несогласования интересов производителей и потребителей.
Цель производителей – быстрее и больше продать, для ее достижения и было
принято настоящее расположение букв на клавиатуре. Цель потребителей – 1)
улучшить качество оформления документов (в печатном виде более презентабельно и
читаемо, чем в написанном от руки) и 2) появившаяся несколько позднее –
увеличить скорость печатания. Учитывая различную совместимость целей
(нейтральность, совместимость, несовместимость и степень эффекта от их
взаимодействия – нейтральный, усиливающийся и снижающийся), цели производителей
(больше продать) и потребителей (улучшить качество оформления документа) можно
считать совместимыми. Однако впоследствии сочетание количества продаж и
ускорения печати за счет изменения расположения букв на клавиатуре – цели явно
несовместимые. В данном случае результат того, попадем мы в ловушку или нет
зависит от эффекта, полученного от наложения целей. Если бы у покупателей не
было бы первой цели, возможно бы это стимулировало производителей к поиску
более скоростного расположения букв. Однако раздвоенность целей потребителей
стимулировала первоначальный спрос и расширение производства QWERTY-эффективной
продукции, впоследствии свою роль сыграл эффект масштаба.
Исходя из вышеизложенного, следует, что QWERTY-эффект
является одним из продуктов и в то же время фиаско экономики предложения, когда
интересы производителей превалируют над вкусами и предпочтениями потребителей.
Таким образом произошло формирование ловушки,
выход из которой был сопряжен с большими издержками (переобучением уже
работающих на печатных машинках машинисток, издержками сопротивления и затратами
на переобучение, перепрофилированием производства на выпуск машинок с новой
клавиатурой, а также издержек изменения мнения потребителей о недостаточной
эффективности данной продукции).
2. Несогласование краткосрочных и долгосрочных
интересов. В данном случае такое несогласование связанно с понятием
«эффективности» и во многом определяется неполнотой информации. Поскольку
экономические агенты обладают неполнотой информации, в частности о будущем
уровне развития технологий, а иногда и вследствие ограниченности информации в
других сферах общества (из-за физических и умственных способностей человека),
неправомерно говорить об эффективности тех или иных технологий, методов
организации, мы можем говорить только о сравнительной эффективности на
настоящем этапе развития.
Базируясь на этих двух причинах возможно
объяснение существования целого ряда несовместимых друг с другом, сравнительно
неэффективных стандартов: передачи электроэнергии, различной ширины
железнодорожной колеи, разностороннего движения на автодорогах и т.д.
Причины институциональных ловушек
"Институциональные ловушки"
сопутствовали и сопутствуют переходной экономике России в самых различных
сферах: отношениях собственности, кредитно-денежной системе, структуре
реального сектора экономики и т.д. К институциональным ловушкам относятся
бартер, неплатежи, коррупция, избежание налогов и т.д. По мнению экономистов,
см., например, работы В.М. Полтеровича, А.К. Ляско, О.С. Сухарева, эти ловушки
являются, как правило, результатом резкого изменения макроэкономических
условий.
Одно из наиболее серьезных последствий
"институциональных ловушек" заключается в том, что хотя они и
смягчают отрицательные краткосрочные последствия неподготовленных, слишком
быстрых преобразований, в то же время они препятствуют долгосрочному экономическому
росту.
Таким образом, как и в случае с QWERTY-эффектами,
одной из основных причин появления институциональных ловушек является
расхождение краткосрочных и долгосрочных интересов экономических агентов и
сочетания моделей поведения, сформированных на основе этих интересов, с
экономической эффективностью.
За период существования советской модели
развития в обществе сформировалась поведенческая модель, ориентированная на
достижение долгосрочных интересов и базирующаяся на долгосрочном планировании,
как в экономической деятельности, так и в повседневной жизни. На формирование
данной модели непосредственное воздействие оказали основные тенденции развития
общества. Жизнь членов общества была практически расписана «по полочкам» на
долгие годы вперед: ясли – детский сад – школа - летом пионерский лагерь –
институт – летом «картошка», стройотряд – гарантированная работа по
распределению – гарантированная пенсия.
В переходной экономике меняется система базовых
ценностей общества: происходит переориентация с долгосрочной модели поведения
на краткосрочную. Это происходит по той причине, что в условиях
неопределенности и нестабильности следование долгосрочной модели приносит
только убытки, а прибыльные краткосрочные посреднические сделки убеждают экономических
агентов отказаться от модели основанной на долгосрочных интересах. Разрушению
последней способствовали многочисленные неудачные попытки граждан спасти свои
обесценивающиеся сбережения в многочисленных финансовых пирамидах,
подозрительных банках, сомнительных аферах. Разрушение долгосрочной модели
поведения происходило одновременно с разрушением института доверия к
государству, системе права, партнерам, и, наконец, соседям, друзьям,
родственникам.
В результате в обществе укоренилась модель,
ориентированная на достижение краткосрочных интересов. Жизнь "сегодняшним
днем" стала нормой и процессы возврата к прежней модели связаны с большими
издержками, если необратимы, поскольку в рыночном обществе по американскому
образцу, которое было взято за основу нашими реформаторами, превалирует именно
краткосрочная модель. Следует отметить, что у нового поколения данная
краткосрочная модель поведения закладывается как базовая.
Таким образом мы попали в глобальную
институциональную ловушку, связанную с не состыковкой эффективного развития и
краткосрочной моделью поведения.
Выход из институциональной ловушки
Переход в начальное состояние или выход из
институциональной ловушки связан с очень высокими издержками трансформации, что
и сдерживает какие-либо серьезные преобразования, предопределяя тем самым
длительное существование неэффективной нормы, кроме этого выход из
институциональной ловушки может сдерживаться такими силами, как государство,
влиятельные группы интересов и т.д.
В рамках теории институциональных изменений и
теории трансакционных издержек можно рассмотреть по крайней мере два возможных
выхода из институциональной ловушки:
1) Эволюционный, при котором условия выхода
формируются самой экономической системой, например, разрушению
институциональной ловушки может способствовать ускорение экономического роста,
системный кризис и т.д.
Критический момент
(бифуркационная точка истории) наступает, когда трансакционные
издержки функционирования неэффективной нормы превысят трансформационные
издержки отмены старой нормы и/или введения новой нормы:
В качестве примера можно рассмотреть
введение новых форм организации труда или производства, в рамках
институциональной терминологии институтов: цеховой системы, трестов,
синдикатов, маркетинга и т.д.
В качестве определяющих величин следует
рассматривать как издержки по адаптации нового института, так и
социально-экономические последствия продолжения функционирования старой
неэффективной нормы.
2) Революционный, при котором ликвидация и
замена неэффективной нормы происходит насильственным путем, в результате
реформ, предусматривающих изменение культурных ценностей общества и проводимых,
в частности, государством, или от его имени отдельными группами интересов. Если
подобные изменения связаны с перераспределением собственности и затрагивают
интересы большинства социальных групп, то реформы проходят достаточно медленно,
наталкиваясь на сопротивление тех слоев, чьи интересы ущемляются, что неизбежно
приводит к резкому росту издержек трансформации. В данном случае успех зависит
от соотношения средств и готовности «идти до конца» различных групп интересов:
Издержки выхода из институциональной
ловушки можно классифицировать следующим образом:
издержки установления новой нормы;
издержки преодоления культурной инерции
(нежелание менять старые стереотипы);
издержки, связанные с разрушением механизма
лоббирования старой нормы;
издержки адаптации новой нормы к существующей
институциональной среде;
издержки создания сопутствующих норм, без
которых функционирование новой нормы будет неэффективно и т.д.
Инвестиционная ловушка
В развитие предложенного подхода к анализу
институциональных ловушек, на взгляд автора, интересно рассмотреть
инвестиционную ловушку, которая непосредственно связана с изменением
поведенческой модели с долгосрочной на краткосрочную.
В переходной экономике первой половине 1990-х
гг. выгода экономических агентов от краткосрочных операций, в основном
купли-продажи импортных товаров, намного превышала выгоды от инвестиций в
производство, которые в большинстве случаев не окупались, поскольку в процессе
многократного передела собственности последнее слово оставалось не у того, кто
эффективнее управлял производством или вкладывал в него какие-либо средства, а
у того, кто оказался «в нужное время в нужном месте». После нескольких
неудачных попыток долгосрочного инвестирования добросовестные экономические
агенты были вынуждены менять модель поведения и переориентировать свою
деятельность на краткосрочные, но высокоприбыльные сделки. Налицо глобальная
ловушка переходной экономики: превалирование краткосрочных инвестиций над
долгосрочными. Причем само государство в своей экономической политике
руководствовалось решением краткосрочных проблем, например, покрытие дефицита
государственного бюджета (для этого получение «во что бы то ни стало»
зарубежного кредита, продажа предприятий, имеющих для страны стратегическое
значение, подписание не всегда экономически выгодных для страны соглашений и
т.д.).
Формирование инвестиционной ловушки происходило
за менее короткий срок, чем выход из нее. Это объясняется тем, что для понятия
выгоды от долгосрочных инвестиций экономическим агентам требуется больше
времени, чем для укоренения обратной модели поведения, причем значительный
временной лаг существует между принятием решений и выгодой полученной
новаторами и консерваторами, принимающими решение о долгосрочных инвестициях
только после того, как новаторы будут получать не разовую, а постоянную
прибыль.
Выход из институциональной ловушки очень длителен
и достаточно тяжелый (бифуркационная точка – новый экономический кризис).
Эволюционный путь возможен, но только с помощью государства. Пока оно само не
изменит свою политику с краткосрочной модели на долгосрочную и не начнет
вкладывать в свой капитал (в большей степени в человеческий, поскольку вложения
в производственный могут быть осуществлены и частным сектором), показывая таким
образом серьезность своих намерений, экономические агенты будут чувствовать
себя неуверенно и не будут осуществлять долгосрочных инвестиций, то есть менять
свою поведенческую модель с краткосрочной на долгосрочную. Только тогда, когда
экономические агенты–резиденты начнут получать выгоды от следования
долгосрочной модели можно ожидать долгосрочных иностранных инвестиции.
Применение теории институциональных ловушек для
анализа макроэкономической политики
Теория институциональных ловушек открывает перед
учеными широкие возможности для применения принципиально нового подхода для
анализа в различных сферах деятельности, и в частности, для оценки как
состояния экономической системы, так и проводимой макроэкономической политики.
Если посмотреть через призму теории институциональных ловушек на российскую
экономику, то напрашивается вывод: она стала «заложницей» системы институциональных
ловушек, явившейся во многом результатом макроэкономической политики.
Одна из глобальных ловушек нашей
макроэкономической политики - это зависимость от траектории предшествующего
развития, сформировавшейся в первой половине 1990-х гг., а именно от приверженности
рекомендациям неоклассической школы, под влиянием которой происходило
формирование и осуществление политики реформ. Несмотря на то, что во второй
половине 1990-х гг. наступило всеобщее «прозрение» (см. например, статьи Дж.
Стиглица, Я. Корнаи о необходимости институциональных реформ в журналах
«Вопросы экономики») макроэкономическая политика и сегодня строится по
неоклассическому сценарию: гипнотическое воздействие «непогрешимости» отдельных
неоклассических моделей, которые не работают и не могут работать по
институциональным причинам в российской экономике, мы ощущаем и сегодня:
Речь идет прежде всего об отрицании роли
социальной политики и ее влиянии на политическую стабильность и экономическое
развитие (см. основные реформы – монетизация льгот, реформа образования,
здравоохранения), хотя математически рассчитана неустойчивость
институциональной матрицы при недостаточном развитии одной из сфер общества -
социальной, политической или экономической (8). В рамках институциональной
теории социальная сфера во многом является определяющей при
формировании «правил игры» в других сферах.
Копирование отдельных мер макроэкономической
политики, к сожалению, приводит в российской экономике не к тем
результатам, что в странах с развитой рыночной экономикой. Нам
следует привыкнуть к тому, что коэффициент чувствительности нашей экономики в
разы меньше макроэкономической политики значительно меньше чем в
других странах. Проводя анализ денежно-кредитной политики ЦБ, в частности,
приводящим к изменению денежной массы, мы забываем, что наш мультипликатор
равен двум, а не восьми-двенадцати по отдельным агрегатам как в США, и поэтому
все мероприятия направленные на изменение денежной массы следует проводить в
большем объеме. Когда ЦБ говорит о корректировке курса доллара на 1-3 %, то
очевидно, что эта мера ни к чему не приведет из-за долларового навеса и
при либерализации курса доллара он будет стоить максимум 20 рублей.
Еще одна ловушка в том, что эффективными с точки
зрения развития «нормальной» экономики процессы оказывают негативное
воздействие на состояние современной российской системы. Как это ни
парадоксально, например такая сделка как досрочный зачет российского долга
Турцией нашими вертолетами и самолетами, сделка, которая при прочих равных
эффективно сказывается на росте выпуска, безработице, в условиях излишней
долларовой массы приводит к инфляции. С обратным же эффектом можно
рассматривать деятельность гастарбайтеров в России, поскольку они являются
каналом утечки долларовой массы и способствуют снижению инфляции.
Еще одно подтверждение тому, что российская
экономика это сплошная цепь институциональных ловушек - это то, что
правительство само находится в ловушке: одновременное достижение несовместимых
целей, например, сдерживание инфляции и лоббирование интересов крупных
корпораций по поддержанию высокого курса доллара.
Выходом или новой бифуркационной
точкой может стать финансовый кризис, вызванный «корректировкой» искусственно
сдерживаемого курса доллара. Такая политика долго продолжаться не может,
поскольку последствия все больше усугубляются: правительство привыкает к
растущему искусственно стабилизационному фонду, ЦБ к росту золотовалютных
резервов и т.д. К хорошему привыкаешь легко, однако мы уже знаем к чему
приводит превалирование краткосрочных интересов над долгосрочными.
Комментариев нет:
Отправить комментарий