вторник, 21 июня 2022 г.

Вопросы к 1 семинару по институциональной экономике

1. Назовите предпосылки зарождения институционального направления экономической мысли. 2. Какие направления включает в себя институционализм? 3. Какие этапы прошла в своем развитии институциональная теория? 4. В чем заключается центральная идея институционализма? 5. Кто стал родоначальником институционализма? 6. Кто из институционалистов стал лауреатом Нобелевской премии? 7. Назовите ключевые концептуальные положения институционализма. 8. Перечислите основные черты «старого» институционализма, назовите представителей. 9. Охарактеризуйте методологию исследования Т. Веблена. 10. Опишите особенности экономических взглядов Дж. Коммонса 11. Какие три основных типа трансакций выделяет Коммонс? 12. Изложите, в чем состоял предмет исследования У. К. Митчелла. 13. Что включает понятие «техноструктура»? 14. В чем, согласно К. Поланьи, различия формального значения и содержательного смысла термина «экономическое»? Почему и зачем необходимоэто различать? 15. Назовите признаки, на основе которых К. Поланьи качественно различает рынки в условиях разных институциональных систем? 16. Охарактеризуйте «проблемные точки» неоклассики. 17. Раскройте особенности исследовательской программы неоинституционализма. 18. Назовите основателя неоинституционализма и его работы. 19. Дайте общую характеристику направлениям новой институциональнойэкономики, назовите представителей данной концепции. 20. Чем методология холизма отличается от методологического индивидуализма? Задания для обсуждения 1. Проведите сравнительный анализ традиционного и нового институционализма. 2. Выделите методологические особенности старого институционализма и неоинституционализма. Определите различия. 3. Приведите по одному примеру трансакций каждого типа, выделенных Коммонсом. На основе этих примеров определите различия между трансакциями. 4. К какому типу трансакций, в соответствии с классификацией, предложенной Коммонсом, можно отнести взаимодействие учителя и ученика?Объясните свою точку зрения. 5. Выполните сравнение основных положений неоклассического направления и институционального направления. 6. Каковы сильные и слабые стороны институциональной парадигмы, в сравнении с неоклассической? 7. Назовите принципиальные отличия неоклассического сценария перехода от командной экономики к рыночной (институциональный сценарий). 8. Рассмотрите происхождение и функционирование следующих институтов: рукопожатие, частная собственность, брак, образование, рынок, государство. 9. Найдите информацию о российских представителях институционального направления. К какому из направлений институционализма Вы бы их отнесли? 10. Охарактеризуйте основные отличия подходов разных исследователей к понятию «институт». 11. Для чего нужны институты, какие функции в обществе они выполняют? 12. Что такое норма, и чем она отличается от правила? Приведите пример нормы и правила, созданного на основе этой нормы. 13. В чем отличия формальных и неформальных правил? Как взаимосвязаны между собой эти виды правил? Приведите примеры. 14. Какие виды норм Вы знаете? Из каких элементов состоит каждый из них. 15. Какие виды соглашений выделяет институциональная экономика? Приведите примеры сфер жизни, для которой характерен тот или иной тип соглашений. 16. Какие классификации правил Вам известны? Как соотносятся понятия правил и прав между собой? Задания для обсуждения 17. Любое ли правило является институтом? Аргументируйте свой ответ. Если нет, то приведите пример. 18. Возможно ли использование одного и того же института различными группами агентов для достижения различных целей? Обоснуйте Ваш ответ. Если да, то приведите соответствующий пример. 19. Опишите формальные и неформальные нормы, лежащие в основе студен- ческой жизни. Каковы основные механизмы принуждения к исполнению неформальных правил? 20. Проанализируйте, элементы каких соглашений Вы используете в своей повседневной жизни. Как эти соглашения соотносятся между собой? 21. Как Вы думаете, эффективность неформальных институтов в современном обществе снижается или повышается? Ответ аргументируйте. В каких сферах жизни неформальные институты сохраняют свою значимость? 22. Может ли государство влиять на изменение неформальных правил? Если да, то приведите пример такого влияния.

2 комментария:

Багдасарян Лилит комментирует...

Багдасарян Лилит

Рабаданова Хадижа Мурадовна комментирует...

Рабаданова Хадижа Мурадовна 1 курс 3 группа Социальный факультет