Семинар 1. Нормы, правила, институты
1. Формальные и неформальные
правила.
2. Нормы и рутины.
3. Ментальные модели. Обычаи.
4. Иерархия правил и права.
5. Взаимоотношения
между формальными и неформальными правилами
6. Роль механизмов принуждения
к соблюдению правил
Вопросы к обсуждению:
1. Чем правила неформальные
отличаются от формальных правил? Как провести различие между ними?
2. Что заставляет людей
соблюдать правила неформальные? Каковы те стимулы, которые заставляют людей
выполнять нормы поведения, действующие в обществе?
3. Какова классификация санкций
за несоблюдение неформальных правил
4. Каковы условия эффективности
неформальных правил
5. В чем отличие института от
организации?
Темы для эссе и домашней работы:
1. Функции института в ситуации координации.
2. В обыденной жизни
потенциальные «дилеммы заключенных» регулируются не столько нормами закона,
сколько неформальными социальными нормами. Приведите несколько примеров
подобного института, который заставляет людей выбирать те стратегии, которые
могут быть непривлекательными для них. Какие ситуации, по Вашему мнению,
встречаются чаще: ситуации координации или ситуации типа «дилемма заключенных»?
3. Приведите примеры,
иллюстрирующие различные типы взаимодействия между формальными и неформальными
правилами.
5. В чем заключается общее основание категорий «организация» и «социально-экономический институт»?
6. Т. Веблен полагал, что институты – это результат привычки, а рост культуры – это совокупное следствие привыкания, и способы и средства этого есть привычный ответ человеческой натуры на острую необходимость. Согласны ли вы с этим утверждением?
7. Поясните, почему следование правилам и нормам является оптимальным действием, с точки зрения наиболее полного удовлетворения потребностей?
8. Приведите примеры всех возможных способов влияния институциональных соглашений на институциональную среду, индивида, другие институциональные соглашения, а также влияния институциональной среды и индивида на институциональные соглашения.
9. Что означает иерархия правил? Какое она имеет значение?
10. Исходя из НИЭТ, дайте определение институциональной среды и институциональных соглашений. Какова между ними связь?
Комментариев нет:
Отправить комментарий