среда, 22 апреля 2020 г.

ТЕМА 7. ДЕНЕЖНАЯ СИСТЕМА И МОНЕТАРНАЯ ПОЛИТИКА. ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА И ФИСКАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА . Для студ. 1 курса СОЦИАЛЬНОГО ФАКУЛЬТЕТА



    ТЕМА 7.  ДЕНЕЖНАЯ СИСТЕМА И  МОНЕТАРНАЯ ПОЛИТИКА. ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА И ФИСКАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА 


  1. Банковская  система.  Функции  Центрального  и  коммерческих  банков.
  2. Финансовая система и ее структура
  3. Фискальная политика государства
  4. Налоги, их виды. Принципы налогообложения
  5. Государственный бюджет. Бюджетный дефицит и государственный долг
  1. Проблемы  распределения  в  рыночной  экономике.
  2. Социальная  политика  государства  и  ее  эффективность.


Источник: Васильева, Е.В. Экономическая теория: Конспект лекций / Е.В. Васильева, Т.В. Макеева. - М.: Юрайт, 2018. - 191 c.


1. Банковская система. Функции Центрального и коммерческих банков
В теории К.Маркса деньги – это особый вид товара, всеобщий эквивалент. Сушность денег проявляется в их функциях. В западной экономической теории выделяются два подхода к определению денег: концептуальный и эмпирический. Концептуальный предполагает предварительный теоретический анализ денег (в первую очередь, их функций), на основе чего далее формируется понятие «деньги» и подбираются статистические аналоги денежной массы. Сторонники эмпирического подхода считают, что определение денег должно исходить из соображений пользы в изучении хозяйственных связей.
Классический набор функций денег:
·        мера стоимости;
·        средство обращения и платежа;
·        средство сохранения и/или накопления ценности.
Совокупность всех имеющихся в обращении денег составляет денежную массу. При этом в современной экономике денежная масса включает различные компоненты:  наличные, текущие счета (жиро-деньги),  долговые обязательства.
Наличные и текущие счета создаются банковской системой, долговые обязательства – другими субъектами экономики. При этом далеко не все из долговых обязательств можно считать деньгами. Во-первых, они должны эмитироваться в полном соответствии с установленным в стране порядком выпуска и обращения ценных бумаг и, во-вторых, должны иметь высокую степень ликвидности и надежности; остальные относятся к так называемым денежным суррогатам.
Деньги являются наиболее ликвидным активом, однако абсолютная ликвидность – свойство только наличных денег, другие компоненты денежной массы обладают ликвидностью в меньшей степени. Поэтому и в практических, и в теоретических целях денежная масса структурирована по критерию ликвидности ее компонентов (денежных агрегатов).  Однако не существует единой, принятой всеми номенклатуры агрегатов денежной массы. Ее состав и структура различны в разных странах и определяются прежде всего уровнем развития и характером денежного рынка страны, а также особенностями политики, проводимой ее Центральным банком (ЦБ).
В России ЦБ выделяет четыре агрегата денежной массы: М0123.
М0 включает наличные деньги в обращении.
М1  =  М0  +  депозиты населения в сбербанках до востребования, депозиты населения  и предприятий в коммерческих банках до востребования, средства населения и предприятий на расчетных и текущих счетах.
М2  =  М1  +  срочные вклады в сбербанках.
М3  =  М2  +  депозитные сертификаты банков  +  облигации государственного займа.
Для большинства стран в настоящее время характерна двухуровневая банковская система:
·        Центральный банк, действующий под контролем государства;
·        система коммерческих банков и других финансово-кредитных организаций.
Центральный банк выполняет следующие функции:
1.       Это всегда эмиссионный банк, т.е. именно по решениям Центрального банка совместно с Министерством финансов осуществляется денежная эмиссия (выпуск денег) или ремиссия (изъятие), т.е. Центральный банк осуществляет предложение наличных денег.
2.    Центральный банк является банком банков, т.е. осуществляет кредитование коммерческих банков.
3.    Осуществляет хранение золотовалютного резерва страны.
4.    Совместно с Министерством финансов осуществляет регулирование денежно-кредитной системы страны.
Коммерческие банки – это самостоятельные финансово-кредитные учреждения, основной функцией которых является привлечение на взаимовыгодной основе временно свободных денежных средств физических и юридических лиц и выдача на платной основе ссуд.
Основным источником прибыли коммерческих банков является разница между процентами по ссудам и процентами по вкладам.
Источниками временно свободных денежных средств, кроме сбережений домашних хозяйств, могут быть временно свободные средства предприятий и фирм. К ним относятся:
1.       Амортизационные фонды, поскольку средства в эти фонды перечисляются постоянно, т.к. перенесенная стоимость средств производства включается в цену каждого товара и услуги. Ремонт или замена оборудования осуществляются периодически.
2.     Задолженность по заработной плате. Работник вначале осуществляет производство товаров или услуг, лишь затем получает заработную плату.
3.   Часть прибыли, направляемой на расширение производства, т.е. фонд накопления. До тех пор, пока этот фонд не достигнет размеров, необходимых для осуществления запланированных мероприятий.
Предложение привлеченных средств в использование существенно увеличивает общее предложение денег в стране.
Норма резерва устанавливается Центральным банком и определяет, какую часть привлеченных средств банк не имеет права размещать в виде ссуд, а обязан передавать в специальный резервный фонд при Центральном банке страны. Первоначально основной функцией нормы обязательных резервов была функция страхования вкладов. В настоящее время основной функцией обязательных резервов является регулирующая функция. Изменяя норму обязательных резервов, Центральный банк воздействует на способность всей банковской системы осуществлять предложение денежных средств. Повышение нормы обязательных резервов способствует снижению предложений банковской системы, и наоборот.
Регулирующая функция нормы обязательных резервов может быть ограничена в тех случаях, когда коммерческие банки кроме обязательных имеют избыточные резервы, т.е. затрудняются разместить все привлеченные средства. Поэтому основными инструментами регулирования денежно-кредитной системы являются: операции на открытом рынке с государственными ценными бумагами,  регулирование учетной ставки процента.
Осуществляя выпуск и размещение государственных ценных бумаг, Правительство сокращает предложение как наличных, так и банковских денег. Таким образом может быть:
а) снижен уровень инфляции;
б) государство может получить средства для финансирования дефицита государственного бюджета.
Погашая ранее размещенные обязательства, государство увеличивает предложение денег с учетом мультипликационного эффекта.
Под ключевой (учетной) ставкой понимается та ставка процента, под которую Центральный банк осуществляет кредитование коммерческих банков. Изменяя ключевую (учетную) ставку процента, государство косвенно воздействует на равновесную процентную ставку на денежном рынке в целом. Эти три инструмента кредитно-денежной политики являются основными инструментами регулирования денежного рынка. В некоторых странах у государства возникает необходимость более жесткого регулирования финансовых рынков. В этих случаях применяются селективные методы и инструменты регулирования. Как правило, они носят характер не косвенного, а прямого вмешательства в функционирование денежно-кредитной системы. К ним можно отнести ограничения тех или иных видов кредитования, установление нормативов формирования кредитного портфеля и т.п. Роль денежной эмиссии в современной экономике отходит на задний план.


2.Финансовая система и ее структура

В системе производственных отношений финансы функционируют посредством денег, служат элементом воздействия на хозяйственные процессы, а также являются средством формирования экономических интересов.
Финансы как экономическая категория представляют собой экономические отношения, возникающие в процессе распределения, перераспределения и использования денежных фондов для обеспечения общественных потребностей. Система финансовых отношений включает денежные отношения, складывающиеся:
·        между предприятиями как хозяйствующими субъектами; они заключаются во взаимных платежных обязательствах поставщиков и покупателей, системе штрафных санкций за их нарушение, материальном вознаграждении за выполнение особых требований заказчика и т.д.;
·                  между государством и предприятиями (фирмами); они охватывают систему платежей в госбюджет, отчисления в различные государственные фонды и организации отраслевого и территориального уровней;
·                  между предприятиями и банковской системой, возникающие по поводу получения и погашения кредита;
·                  внутри предприятий (между предприятием и его структурными подразделениями, между предприятием и его работниками по поводу оплаты труда);
·                  между государственными органами различных уровней управления по поводу распределения дифференциальной ренты, финансирования природоохранительных мероприятий и пр.;
·                  между государством и населением по поводу платежей в госбюджет, получения домашними хозяйствами выплат и льгот и так далее.
Совокупность финансовых отношений и соответствующих им учреждений и организаций образует финансовую систему.
Процесс функционирования финансовой системы для достижения определенных целей на уровне государства представляет собой финансовую политику. Финансовая политика включает два аспекта. Во-первых, воздействие государства на экономику посредством формирования величины и структуры  государственных расходов, объема трансфертных платежей и системы налогообложения. Это направление получило название фискальной политики. Государственные расходы представляют собой закупки государством товаров и услуг в целях выполнения государственных программ, включая оплату труда госслужащих. Трансферты представляют собой адресные целевые выплаты домашним хозяйствам или  отдельным гражданам без предоставления с их стороны каких-либо товаров или услуг. Во-вторых, регулирование бюджетных процессов (достижение бюджетного равновесия).  Это направление – бюджетная политика.

3. Фискальная политика государства

Фискальную политику классифицируют:
-  по фазам экономического цикла – стимулирующая (экспансионистская) и сдерживающая (контрактивная); общее правило государственного вмешательства в экономику таково: государство стимулирует совокупный спрос, увеличивая  госрасходы и/или снижая налоги в периоды спада, и сдерживает его в периоды подъема, сглаживая таким образом колебания экономического цикла;
-  по методам осуществления – дискреционная и недискреционная (на основе встроенных стабилизаторов).
Дискреционная фискальная политика – целенаправленное изменение величины государственных расходов, трансфертных платежей и налогов в результате выполнения решений правительства, направленных на изменение уровня занятости, объема производства, темпов инфляции. Поскольку государственные расходы предполагают использование средств государственного бюджета, а налоги являются основным источником его пополнения, то фискальная политика сводится к манипулированию государственным бюджетом.
Недискреционная фискальная политика – автоматическое изменение величин государственных расходов и налогов в результате колебаний экономической конъюнктуры независимо от текущих решений правительства. Наиболее известными встроенными стабилизаторами являются прогрессивная система налогообложения и система социальных пособий. В период подъема вследствие роста доходов налоги начинают взиматься по более высоким ставкам, что сдерживает увеличение совокупного спроса. Одновременно могут снизиться и затраты государства на социальные пособия. В период спада, наоборот, совокупный спрос стимулируется. Встроенными стабилизаторами также являются изменение реального национального дохода, изменение уровня цен, изменение ставки процента.
Обоснование этим видам фискальной политики дали два основных направления экономической мысли: кейнсианство и неоконсерватизм.
Кейнсианцы считают, что в условиях экономических кризисов основным видом государственной экономической политики является фискальная политика. Предлагают снижать налоговые ставки и увеличивать государственные расходы. Воздействие этих мероприятий на объем равновесного национального дохода и по величине, и по направленности точно такое же, как и влияние автономных инвестиций, которое было рассмотрено ранее. Увеличивая объем государственных закупок товаров и услуг, правительство осуществляет «инъекции» в экономику. Налоги Т, в отличие от государственных расходов, сокращают потребление и сбережения домашних хозяйств, являются «утечками» («изъятиями») дохода. Снижая налоговые ставки, правительство уменьшает «изъятия».
В годы экономических подъемов, напротив,  предлагается повышать налоговые ставки и уменьшать государственные расходы. Благодаря такой политике, по мнению кейнсианцев, экономический цикл может быть существенно сглажен.
Меры бюджетно-налоговой политики в краткосрочном периоде сопровождаются эффектами мультипликаторов государственных расходов и налогов.
При использовании дискреционной фискальной политики в качестве инструмента стабилизации экономики возникает ряд ограничений в ее применении:
·                  наблюдается существенный временной разрыв между принятием решения и практическим проведением мер фискальной политики;
·                  фискальная политика осуществляется преимущественно в условиях неопределенности;
·                  не всегда известна точная величина мультипликатора государственных расходов и налогов.
Современные неоконсерваторы, не отрицая важность фискальной политики в современных условиях, все же придерживаются мнения, что она должна действовать как встроенный стабилизатор. Они считают, что составляющие этой политики (налоговая политика и политика государственных расходов) должны, оставаясь неизменными, регулировать экономику автоматически, т.е. в самой налоговой системе и в политике государственных расходов нормативы и ставки должны быть зависимыми от реальных экономических показателей. При этом изменение ситуации приведет к изменению ставок без изменения всей фискальной политики.
Встроенные стабилизаторы способны существенно снизить амплитуду циклических колебаний.

4.Налоги, их виды. Принципы налогообложения

Налоги – это обязательные, безвозмездные платежи государству физических и юридических лиц.
Необходимость налоговых сборов возникает, как только появляется государство, поскольку для осуществления своих функций оно должно иметь определенный доход. Чем больше функций возложено на государство, тем больше оно вынуждено собирать налогов.
Социально-экономическая сущность налогов проявляется через их функции. Важнейшими функциями налогов являются:
·                  фискальная – обеспечение финансирования государственных расходов;
·                  регулирующая – предполагает государственное регулирование экономики, перераспределение в этих целях финансовых потоков;
·                  социальная – поддержание социального равновесия путем изменения соотношения между доходами отдельных социальных групп с целью сглаживания неравенства между ними.
Все налоги содержат следующие элементы: объект налога (имущество или доход, подлежащие обложению); субъект налога (налогоплательщик, т.е. физическое или юридическое лицо); источник налога (доход, из которого выплачивается налог); единица обложения (единица измерения объекта в денежном выражении); ставка налога (величина налога с единицы объекта в %); налоговая льгота (полное или частичное освобождение плательщика от налога); налоговый оклад (сумма налога, уплачиваемая субъектом с одного объекта. Определяется в соответствии с налоговой ставкой и предоставленными льготами).
Налоги делятся на две группы: прямые и косвенные.
Прямыми налогами облагаются доходы или имущество субъектов экономики, которые зависят от эффективности функционирования этих субъектов в настоящее время.
Косвенные налоги всегда включаются в цену товара, и таким образом основная тяжесть косвенного налогообложения, как правило, переносится на потребителей в зависимости от степени эластичности спроса на товары и услуги, облагаемые этими налогами. Механизм был рассмотрен во втором разделе данного пособия (тема 8).
К прямым налогам относятся налог на прибыль, подоходный налог, налог на имущество, налог на сделки с ценными бумагами и др.
В косвенные налоги входят: налог на добавленную стоимость, акцизы, налог с продаж (или с оборота), таможенные пошлины и т.п..
Различаются следующие виды налоговых ставок: прогрессивные, пропорциональные, регрессивные и твердые.
Прогрессивные налоговые ставки – это ставки, размер которых увеличивается при увеличении налогооблагаемой базы.
Пропорциональные налоговые ставки – не зависят от размера налогооблагаемой базы.
Регрессивные – с увеличением налогооблагаемой базы ставки уменьшаются.
Твердые ставки  устанавливаются в абсолютной сумме на единицу обложения независимо от размера дохода.
Используя разные виды налогов и методы их расчета, государство формирует налоговую систему, опираясь при этом на определенные принципы. Основные принципы построения налоговой системы, названные «максимами обложения», были предложены еще А. Смитом в «Исследовании о природе и причинах богатства народов»:
·                  Подданные государства должны по возможности соответственно своей способности и силам участвовать в содержании правительства, т.е. соответственно доходу, какими они пользуются под покровительством и защитой государства.
·                  Налог, который обязывается уплачивать каждое отдельное лицо, должен быть точно определен, а не произволен. Срок уплаты, способ платежа, сумма платежа – все это должно быть ясно и определенно для плательщика и для всякого другого лица.
·                  Каждый налог должен взиматься в то время и тем способом, когда и как плательщику должно быть удобнее всего платить его.
·                  Каждый налог должен быть так задуман и разработан, чтобы он брал и удерживал из карманов народов возможно  меньше сверх того, что он приносит государственному казначейству.
В настоящее время с учетом изменившихся условий принципы построения налоговой системы дополнены другими учеными (М. Фридмен, А. Вагнер и др.)
В современной смешанной экономике принципы построения налоговой системы конкретной страны определяются налоговым кодексом или другим аналогичным документом.
Зависимость собираемой государством массы налогов от суммарной налоговой ставки отражается в кривой Лаффера:
До определенного уровня повышения налоговая ставка способствует увеличению поступлений в государственный бюджет. После этого дальнейшее повышение налоговой ставки приводит к уменьшению налоговой массы по двум причинам. Первая – повышение  налоговых ставок на производителей в качестве неценового фактора воздействует на сдвиг кривой совокупного предложения влево, в результате уменьшается налогооблагаемая база и, следовательно, поступления в государственный бюджет; вторая – экономические субъекты стремятся уклониться от налогообложения, уходя «в тень».




В экономически развитых странах используются два разных подхода к формированию налоговой системы.
Первый. В странах с либеральной рыночной экономикой (США, Великобритания) налоговая ставка, как правило, устанавливается ниже уровня, позволяющего максимизировать поступление налогов в государственный бюджет. Но государство ограничивает выделение средств на социальные программы.
Второй. В странах социально-ориентированной рыночной экономики суммарная налоговая ставка более высокая (50-60%) (Германия, Швеция) и через бюджет перераспределяется большая доля созданного продукта и дохода с целью снижения дифференциации доходов.
В России при выборе основного направления переходной экономики была выбрана ориентация на социальное рыночное хозяйство, что было обусловлено экономическими, политическими и идеологическими причинами, т.е. государство, хотя и сократило объем средств на социальные программы, но не отказалось от их выполнения в условиях экономического спада. Это привело к необходимости не снижения, а повышения налогов, что, в свою очередь, привело к дальнейшему спаду.

5.Государственный бюджет. Бюджетный дефицит
и государственный долг

Государственный бюджет – роспись государственных доходов и расходов за определенный период, утвержденный в законодательном порядке. За период исчисления бюджета принимается один год.
Бюджетная система – совокупность бюджетов государства, административно-территориальных единиц и автономных в бюджетном отношении учреждений, институтов.
В России бюджетная система достаточно сложная. Она включает в себя федеральный бюджет, бюджеты субъектов Российской Федерации, местные бюджеты, внебюджетные фонды.
Каждая из составных частей исполняется отдельно, а в целом они представляют консолидированный бюджет страны.
В макроэкономике под государством понимается совокупность всех государственных институтов и учреждений, и, соответственно, доходы и расходы государства представляют в агрегированном виде.
Под дефицитом государственного бюджета понимается сумма превышения расходов государства G над его доходами T в пределах финансового года:   
Д = GT.                                                                                         
Бюджетный избыток (профицит) – сумма превышения доходов государства над его расходами в пределах финансового года.
Различают структурный и циклический дефицит.
Структурный дефицит представляет собой разность между текущими государственными расходами и доходами, которые могли бы поступить в бюджет в условиях полной занятости при существующей системе налогообложения.
Циклический дефицит – это дефицит, возникающий в результате недополучения запланированных доходов из-за экономического спада, он равен разнице между фактическим и структурным дефицитами.
Государственный долг – это сумма накопленных бюджетных дефицитов за минусом бюджетных профицитов.
Дефицит бюджета может обслуживаться двумя способами:
1)    с помощью кредитов центрального банка,
2)    путем эмиссии государственных ценных бумаг.
Первый способ используется правительствами слаборазвитых государств, а также странами с переходной экономикой. Этот способ всегда инфляционный, т.к. происходит монетизация дефицита государственного бюджета.
В экономически развитых странах дефицит обслуживается всегда через эмиссию государственных ценных бумаг.
В этих условиях государственный долг можно интерпретировать как размер задолженности государства владельцам государственных ценных бумаг. При этом способе также может происходить монетизация дефицита, но только при условии, что покупка государственных облигаций на открытом рынке осуществляется Центральным банком. Если же все облигации размещаются среди домашних хозяйств и предпринимательских фирм, монетизации не происходит.
На динамику государственной задолженности влияет ряд факторов. Основные из них:
·                  соотношение между общим и первичным дефицитом;
·                  темп роста ВНП;
·                  реальная ставка процента по государственным ценным бумагам.
Кроме этого могут влиять такие факторы, как соотношение темпа прироста ВНП и соотношение реальной процентной ставки.

6. Проблемы распределения в рыночной экономике

В первом разделе данного курса уже говорилось о том, что тремя основными проблемами экономики являются вопросы «Что?», «Как?» и «Для кого?» производить. Вопрос «Для кого производить?» тесно связан с проблемой распределения произведенных благ и дохода общества. В основе функционального распределения дохода между домашними хозяйствами лежит предложение ими факторов производства. Мы уже говорили, что произведенный за определенный период национальный доход является суммой факторных доходов, то есть заработной платы, процентов, рентных платежей и прибыли. В том случае, когда ни государство, ни фирмы не вмешивались бы в процесс распределения, вся сумма национального дохода поступала бы в распоряжение домохозяйств.
В реальной экономике подобное развитие событий невозможно. Во-первых, государство для выполнения своих функций должно получать определенную сумму денежных поступлений в виде налоговых изъятий у остальных экономических субъектов. Во-вторых, фирмы распределяют между совладельцами не всю созданную прибыль, а направляют часть ее на развитие производства.
В результате этих вычетов формируются личные и располагаемые доходы домашних хозяйств. Именно располагаемые доходы дают наиболее точное представление об уровне жизни населения и о степени дифференциации доходов между разными группами домашних хозяйств. Неравенство в доходах обусловлено различиями в количестве и качестве экономических ресурсов, находящихся в собственности отдельных домашних хозяйств. В свою очередь, эта дифференциация способствует сохранению неравенства в распределении не только текущего дохода, но и национального богатства.
В 20-е годы ХХ века ученые-статистики – американец М. Лоренц и итальянец К. Джини – провели исследование неравенства распределения национального дохода. Наиболее наглядно оно иллюстрируется кривой Лоренца (рис.1).





        
Кривая Лоренца основана на расчете накопленных долей 5 групп домашних хозяйств (по 20% каждая). По оси абсцисс откладываем первые 20% самых бедных домашних хозяйств, а по оси ординат - долю дохода, приходящуюся на эту группу; затем добавляем еще 20% (получаем 40%) домохозяйств и соответственно их часть дохода и т.д. Если бы все домашние хозяйства получали равную часть доходов, мы бы получили биссектрису ОЕ, называемую линией абсолютного равенства. Но в реальности распределение не бывает абсолютно равным, поэтому фактическое положение отражается кривой, вогнутой по отношению к биссектрисе. Чем более вогнута кривая, тем выше степень дифференциации доходов.
При оценке последствий неравенства в доходах следует учитывать два момента.
1.  Распределение, соответствующее линии абсолютного равенства, не только неэффективно, но и несправедливо. Низкая эффективность подобного распределения обусловлена тем, что качество факторов производства, предоставляемых разными домохозяйствами, может существенно различаться. Например, у одного наемного работника высокий уровень образования и квалификации, хорошие способности, а у другого все эти показатели качества рабочей силы существенно ниже. При равном доходе на данный фактор производства первый работник просто не будет заинтересован трудиться с полной отдачей. Возможность несправедливости при таком распределении связана с тем, что разные домашние хозяйства могут различаться по количеству членов и составу (соотношению работающих и неработающих членов, возрасту и т.д.). В результате равные доходы домашних хозяйств не обеспечат равных доходов отдельных лиц.
2.  Следствием слишком высокой степени дифференциации доходов также может стать снижение эффективности экономики. В тех случаях, когда значительная доля домашних хозяйств получает низкие доходы на грани прожиточного минимума или ниже его уровня, возникает целый ряд проблем. Во-первых, существенно уменьшается один из основных источников внутренних инвестиций – сбережения домашних хозяйств. Во-вторых, снижается заинтересованность производителей в повышении качества товаров и услуг и разработке новых технологий, поскольку основная масса населения просто не сумеет приобрести более качественные, но при этом и более дорогие товары. Если такая ситуация будет сохраняться длительное время, возможна потеря конкурентоспособности продукции, фирм и страны в целом на мировом рынке, а по отдельным отраслям производства – и на внутреннем.
Тесно связан с кривой Лоренца коэффициент Джини, или индекс концентрации доходов. Он рассчитывается как отношение площади фигуры, образованной кривой Лоренца и линией абсолютного равенства, к площади треугольника 0ЕЕ. Его значение изменяется в пределах от 0 до 1. Чем ближе значение коэффициента к 1, тем выше степень дифференциации доходов.
Несомненным фактом является заметное усиление дифференциации доходов и поляризация населения.  Это  явилось  причиной  не  только  резкого  падения жизненного уровня большинства населения, но и одной из главных причин затянувшегося экономического кризиса.  В таких условиях существенно возрастает значимость социальной политики государства.

7.  Социальная политика государства и ее эффективность

Экономическое и социальное развитие общества взаимосвязано и взаимообусловлено. С одной стороны, в экономике закладывается фундамент решения социальных задач, с другой стороны,  социальные факторы играют значительную роль в экономическом развитии и научно-техническом прогрессе. Активная социальная политика – важнейшая предпосылка повышения эффективности производства.
К определению социальной политики наблюдается двоякий подход. Социальную политику в узком смысле слова можно определить как действия правительства, направленные на перераспределение доходов различных членов и групп общества. В широком смысле слова социальная политика – это одно из направлений макроэкономического регулирования, призванное обеспечить условия для удовлетворения потребностей, повышение благосостояния, согласование долгосрочных интересов социальных групп как друг с другом, так и с обществом в целом.
Социальная политика государства осуществляется по нескольким направлениям.
Первое направление связано с регулированием доходов, уменьшением степени социального расслоения, борьбой с малообеспеченностью. Методы осуществления политики доходов в условиях рыночной и переходной экономики могут быть различными.
Одним из основных средств государственного регулирования заработной платы является определение гарантированного минимума. В России с 1991 года действует периодически пересматриваемый минимальный размер оплаты труда (МРОТ).
Проблема инфляционности экономического развития свойственна многим странам. С целью защиты от неблагоприятных последствий этого процесса применяется индексация доходов, т. е. установленный государством механизм повышения номинальных доходов, позволяющий частично или полностью возместить удорожание потребительских товаров и услуг.
Второе направление исходит из того, что значительная часть доходов, получаемых населением, зависит от количества и качества труда. Мероприятия этого направления социальной политики направлены на регулирование занятости трудовых ресурсов.
Российская система страхования по безработице не стала полноценным социальным амортизатором.
Третье направление учитывает тот факт, что определенные слои населения не могут в конкретный момент времени предложить услуги каких-либо факторов производства. Их доходы представляют собой, главным образом, социальные выплаты (трансфертные платежи).
Необходимость перераспределения созданного дохода в пользу бедных отмечал еще в 1924 году Артур Пигу в своей «Экономической теории благосостояния». Он считал, что перераспределение ресурсов в пользу сравнительно бедных за счет сравнительно богатых будет способствовать увеличению экономического благосостояния в будущем. Пигу предлагал следующие основные направления этого перераспределения созданного «национального дивиденда»: производственное обучение трудоспособных взрослых рабочих, которое будет способствовать одновременно повышению  их дохода и производительности труда; передача средств в виде медицинского обслуживания и лечения людей, страдающих теми или иными болезнями; передача средств в форме обучения и питания детям из бедных семей; передача средств бедным, направленная  на повышение их покупательной способности.
После Великой Депрессии в большинстве экономически развитых стран начали вводиться практические мероприятия, направленные на предотвращение экономических кризисов и смягчение их социальных последствий.
С конца 40-х – начала 50-х гг. ХХ века официальной доктриной правительства многих стран становится концепция «государства благосостояния». Этот феномен, имеющий в разных странах свою специфику, возник, с одной стороны, в качестве альтернативы реальному социализму, а, с другой стороны, как реакция на «провалы» классической рыночной экономики.
Как отмечал один из авторов концепции социального рыночного хозяйства А. Мюллер-Армак, «социальное рыночное хозяйство может быть определено как идея политического упорядочения, цель которого состоит в соединении общества, построенного на конкуренции, частной инициативе, с социальным прогрессом, обеспеченным именно производительностью рыночной экономики. На основе рыночного экономического порядка может быть создана многообразная и всеобъемлющая система социальной защиты».
В результате осуществления мероприятий социальной политики государства в настоящее время доходы отдельного домашнего хозяйства можно подразделить на две  части:
·              доходы, получаемые им как собственником факторов производства за предоставление их в использование в анализируемый период (факторные доходы);
·            доходы, получаемые в результате перераспределения факторных доходов посредством вмешательства государства (трансфертные платежи).
В модели кривой Лоренца перераспределение доходов отражается снижением степени вогнутости кривой по отношению к линии абсолютного равенства.
Кроме этого государство осуществляет регулирование цен на социально- значимую продукцию; индексацию фиксированных доходов и трансфертных платежей при превышении определенного законом уровня инфляции; установление минимума заработной платы; прогрессивное налогообложение личного дохода (в РФ отменено с 1.01.2001 г.).
Многие экономисты считают, что система трансфертных платежей несовершенна и более эффективной является система негативного (отрицательного) подоходного налога (НПН), которая заменила бы собой многочисленные денежные и натуральные выплаты единой системой денежной поддержки бедных семей.
Идея НПН состоит в следующем: платить гарантированный минимум тем, чей доход равен нулю. Если человек нашел работу, и его доход начал расти, то НПН будет сокращаться с определенным коэффициентом. Когда заработная плата достигнет определенного уровня, НПН станет равным нулю, а при дальнейшем повышении дохода человек будет платить положительный подоходный налог. При разработке НПН сложность состоит в определении коэффициента его снижения. Если коэффициент окажется слишком высоким, человеку будет выгоднее получать пособие (гарантированный минимум), но не устраиваться на работу с невысокой заработной платой. Поведение людей будет зависеть также от того, каков будет сам гарантированный минимум, величина заработка, возможности карьерного роста.
В связи с активным использованием программ перераспределения доходов современные западные экономисты рассматривают так называемую дилемму эффективности и справедливости. Суть ее заключается в следующем: стремление к большему равенству может обернуться для общества потерями в экономической эффективности. Обосновывается этот тезис двояко.
1.  Увеличение финансирования социальных программ требует повышения налогов и перераспределения произведенного дохода посредством формирования и исполнения  государственного бюджета. В результате могут быть подорваны экономические стимулы к эффективному использованию факторов производства.
2.  Существуют потери в ходе процесса перераспределения доходов. Американский экономист А. Оукен назвал эту проблему «дырявым ведром» социальной помощи. Еще А. Пигу отмечал, что «передача средств бедным, направленная на повышение их покупательной способности, дает гораздо больше шансов способствовать росту национального дивиденда в будущем, если при ней ведется определенное наблюдение за лицами, получающими помощь. Такое наблюдение и всякий связанный с ним контроль, который может оказаться необходимым, должны, понятно, осуществляться в высшей степени осторожно». Однако выполнение этого требования предполагает создание дорогостоящей, зачастую неповоротливой, бюрократической системы управленческого аппарата. По подсчетам Оукена, утечка из «дырявого ведра» весьма существенна: из 350 долларов, взятых у состоятельных граждан, 250 долларов теряются в процессе передачи бедным.
Самое сложное в осуществлении социальной политики государства, таким образом, заключается в нахождении оптимального сочетания между эффективностью и справедливостью. Слишком глубокое неравенство не только подрывает стабильность общества, но и закладывает тенденцию экономического спада или, как минимум, сокращения темпов экономического роста. Нивелировка доходов подрывает стимулы к труду и предпринимательству.
Важнейшая задача «государства благосостояния» – обеспечивать баланс между экономической эффективностью и социальной справедливостью.






26 комментариев:

Айка комментирует...

Спасибо за материал. Абидова А 1к 1гр

Байчорова Мадина комментирует...

Спасибо за лекцию ☺️ Байчорова Мадина социальный факультет 1 курс 2 группа

Шамсудинова Алина комментирует...

Шамсудинова Алина 1 курс 2 группа социальный факультет с лекцией ознакомилась . Отсутствовала на лекции так как не было связи

Курбанова Саният К комментирует...

Спасибо за материал⚘ Курбанова Саният К 1курс 1группа

Uma Umakhanova комментирует...

Умаханова Ума
1 курс 2 группа
Социальный факультет

Батырова Равзат комментирует...

я не смогла подключиться к сегодняшней лекции, приложение зум вылетало, и я не смогла зайти
Батырова Равзат социальный факультет 1 курс 2 группа

Саида Амирханова комментирует...

Амирханова Саида 1 курс 2 группа. Не смогла подключиться к онлайн-лекции из-за проблем со связью

Нурмагомедова Барият комментирует...

Спасибо, материалы лекции получила
1 курс 2 группа

Mahmudova комментирует...

Махмудова Марина 1 курс 2 группа социальный факультет
с материалом ознакомилась

Mahmudova комментирует...

Махмудова Марина 1 курс 2 группа социальный факультет
с материалом ознакомилась

Раджабова А комментирует...

Спасибо. Лекцию получила

Извините , что сегодня не смогла присутствовать на лекция , т.к связи не было

Раджабова Анжела 1 курс 2 группа

Абдулаева Загра комментирует...

Абдулаева Загра 1курс 2группа социальный факультет
Лекцию получила

Алибекова Марьям комментирует...

Алибекова Марьям 1 курс 2 группа СФ. Материалы лекции получила

Юнусова комментирует...

Спасибо!

Юнусова Мавлидат
1 курс, 2 группа
Социальный факультет

Байчорова Мадина комментирует...

Исаева Хадижат 1 к 2 гр

Suleimanova комментирует...

Сулейманова Загидат 1 курс 2 группа социальный факультет
получила задание к семинару

magomedova patya комментирует...

Магомедова Патимат 1 курс , 1 группа. С материалом ознакомлена , спасибо

Гаджи комментирует...

Спасибо за материал
Нажмутдинов Гаджи 1к 1гр

Umka959 комментирует...

Спасибо!Лекция была интересной!
Алиева Ума, 2 группа, 2РО фил.фак.

.Ибрагимова З.2РО комментирует...

Лекцию получила. Спасибо☺
На занятиях не смогла присутствовать, так как не открылось приложение Zoom.
Ибрагимова З. 2РО 1 группа

Исахаева Булбул комментирует...

С лекцией ознакомилась Исахаева Булбул 2РО 1 гр. Спасибо за доськаевй и полезный материал! На лекции присутствовать не смогла, не было связи.

Сурхаева Саида комментирует...

Спасибо за лекцию)
Сурхаева Саида 1г 2к Р.О филфак

Сурхаева Саида комментирует...

Спасибо за материал!
Муслимова Альбина 1г 2к Р.О филфак

Алиева Раисат РО комментирует...

Алиева Раисат 1 группа, 2РО
С лекцией ознакомилась. Спасибо за материал 🍀

Хебдеева Заграт комментирует...

Спасибо за материал 😊Хебдеева Заграт 2РО 1 группа

Абдулаева Загра комментирует...

Лекцию получила .Спасибо
Абдулаева Загра социальный факультет 1 курс 2 группа