суббота, 22 марта 2025 г.

Трансакционные издержки. Кейсы 1

 1. Трансакционные издержки до заключения контракта: десять главных ошибок при покупке автомобиля

НЕОСВЕДОМЛЕННОСТЬ О СЕРВИСЕ. Машину мало купить, ее надо где-то обслуживать. Про сервис выбранной вами модели нужно узнать все досконально. И дело не только в его возможной дороговизне или проблемах с деталями. Вы можете остаться недовольны качеством сервиса, сроками ремонта и прочими нюансами. Не стоит доверять рекламе автосалонов о расширенной гарантии. Даже когда при годовой заводской гарантии салон дает трехлетнюю, она ограничена пробегом 15—30 тыс. километров. И если пробег больше, деталь вам не заменят.

ПЕРЕОЦЕНКА УДОБСТВА АВТОКРЕДИТОВАНИЯ. При покупке машины в кредит на три года вы рискуете переплатить до 75—100%. Кроме того, банки навязывают вам определенные страховые компании с завышенными тарифами. Обращайте внимание не столько на цену автомобиля в салоне, сколько на условия кредитования банков, с которыми он сотрудничает. Например, в одном салоне выбранный вами автомобиль стоит 30000 долл., а в другом — 35000 долл. Но вполне возможно, что с учетом процентов, выплачиваемых по кредиту, дополнительных сборов и страховки в первом случае вы заплатите 50000 долл., а во втором — 47000 долл.

ПРЕНЕБРЕЖЕНИЕ ДИАГНОСТИКОЙ. Особенно опасно при покупке подержанного автомобиля. Даже в салонах машины не всегда проходят предпродажную подготовку. Если вы изучили всю возможную литературу о том, как выбрать автомобиль, и захватили с собой опытного автомеханика, от «сюрпризов» это не спасет. Например, вам может попасться высушенная и отогретая «машина-утопленница» из Европы или прошедший кузовной ремонт и умело перекрашенный «перевертыш».

ЗАКАЗ МАШИНЫ У МАЛОЗНАКОМОГО «ПЕРЕГОНЩИКА». В худшем случае вас могут «кинуть»: предоплата при заказе автомобиля составляет 100% от его стоимости. В лучшем — привезти активно эксплуатировавшийся автомобиль (например, бывшее такси) со «скрученным» счетчиком или угнанную машину. Иногда перегонщик договаривается с владельцем, и заявление об угоне подается лишь после продажи машины в России. Сведения поступают в Интерпол, и вы остаетесь без автомобиля.

НЕВНИМАТЕЛЬНОСТЬ ПРИ ОФОРМЛЕНИИ. Ошибки в доверенности, оформляемой для постановки на учет в ГАИ, или в справке-счете потом исправить будет сложно. В сервисной книжке обязательно должна быть проставлена дата продажи, иначе срок гарантии будет исчисляться с момента изготовления. В справке-счете должны быть указаны дата и место составления, суть и условия сделки, стоимость автомобиля и все сведения о нем, наименование и адрес магазина, а также ваши данные. Кроме того, покупаете ли вы машину в салоне или у частного лица, необходимо проверить ее юридическую историю. В салон автомобиль тоже попадает не с конвейера, а через нескольких перекупщиков. И надо убедиться в наличии договоров, фиксирующих каждую сделку.

Вопрос. Классификация трансакционных издержек Норта — Эггертссона:

  • На основе рассмотренной ситуации приведите примеры трансакционных издержек (по одному примеру на каждый тип издержек), возникающих до заключения контракта. Аргументируйте выбор примеров.
  • Каковы способы минимизации этих издержек?
  • К какой категории товаров можно отнести жилье, согласно структуре издержек измерения, и почему?

 

2. Трансакционные издержки после заключения контракта: десять главных ошибок при покупке автомобиля

НЕДАЛЬНОВИДНОСТЬ. При покупке автомобиля в первую очередь надо ответить на вопрос: «Для чего он мне нужен?» По городским улицам совсем не обязательно ездить на Hummer, а Ford Ka не подходит для путешествий на дачу. Использование автомобиля «не по назначению» причиняет массу неудобств. К тому же машина может быстрее износиться.

ПОКУПКА МАШИНЫ БЕЗ «ТЕСТ-ДРАЙВА». Это можно сравнить с приобретением обуви без примерки. Конечно, все дорогие современные автомобили комфортны и удобны, но вы выбираете его «под себя». Соответственно, если вы приобретаете машину жене или мужу, дочери или сыну, именно этот человек должен сидеть за рулем во время «тест-драйва».

ЗАКАЗ МАШИНЫ У МАЛОЗНАКОМОГО «ПЕРЕГОНЩИКА». В худшем случае вас могут «кинуть»: предоплата при заказе автомобиля составляет 100% от его стоимости. В лучшем — привезти активно эксплуатировавшийся автомобиль (например, бывшее такси) со «скрученным» счетчиком или угнанную машину. Иногда перегонщик договаривается с владельцем, и заявление об угоне подается лишь после продажи машины в России. Сведения поступают в Интерпол, и вы остаетесь без автомобиля.

ЖАДНОСТЬ. Заниженная цена должна не привлекать, а настораживать. «Срочно и дешево» машины продают знакомым. Цены на нерастаможенные автомобили выглядят заманчиво, но покупать такую машину без связей в соответствующих органах не следует. «Растаможка» порой стоит столько же, сколько и автомобиль, да и сама процедура будет длительной и проблемной.

НЕВНИМАТЕЛЬНОСТЬ ПРИ ОФОРМЛЕНИИ. Ошибки в доверенности, оформляемой для постановки на учет в ГАИ, или в справке-счете потом исправить будет сложно. В сервисной книжке обязательно должна быть проставлена дата продажи, иначе срок гарантии будет исчисляться с момента изготовления. В справке-счете должны быть указаны дата и место составления, суть и условия сделки, стоимость автомобиля и все сведения о нем, наименование и адрес магазина, а также ваши данные. Кроме того, покупаете ли вы машину в салоне или у частного лица, необходимо проверить ее юридическую историю. В салон автомобиль тоже попадает не с конвейера, а через нескольких перекупщиков. И надо убедиться в наличии договоров, фиксирующих каждую сделку.



Вопрос

Классификация трансакционных издержек Норта — Эггертссона:

  • На основе рассмотренной ситуации приведите примеры трансакционных издержек (по одному примеру на каждый тип издержек), возникающих после заключения контракта. Аргументируйте выбор примеров.
  • Каковы способы минимизации этих издержек?
  • Каким образом экономия на издержках ex ante может привести к увеличению издержек ex post? Приведите примеры из вышеописанной ситуации.

 

 

 

3. Классификация трансакционных издержек Норта — Эггертссона: За что арендодатели платят риэлторам?

В марте еще прохладно, но мечты о лете и отдыхе на свежем воздухе уже отогрелись и зовут к активным действиям горожан, не имеющих собственной дачи. Тех, кто по разным причинам предпочитает не покупать, а арендовать на летний период домик в деревне, немало.

Собственник, желающий переквалифицироваться в арендодателя, может либо действовать самостоятельно, либо обратиться к посредникам — риэлторам. На первый взгляд все довольно просто: желающих снять дачу на лето хоть отбавляй, достаточно дать объявление в газеты типа "Из рук в руки" или разместить информацию на одной из досок объявлений в Интернете, и набегут клиенты. Плюс такого подхода в том, что не надо оплачивать посреднические услуги, а весь доход от аренды (за вычетом налогов, если все делать по правилам) достается непосредственно арендодателю.

Минус для самостоятельных арендодателей в том, что можно нарваться на недобросовестных съемщиков, способных испортить имущество собственника или расторгнуть договор аренды раньше срока. Проверить самостоятельно личные данные и благонадежность арендаторов частному лицу затруднительно.

Также придется самому собирать необходимые документы, список которых — опять же если все делать по правилам — довольно обширен. Сюда входят правоустанавливающие документы на домовладение и земельный участок (свидетельство о собственности или договор купли-продажи, дарения и др.), справки из БТИ, кадастровый план участка, справка из налоговой инспекции, выписка из домовой книги, копия финансово-лицевого счета, справка об отсутствии задолженностей по коммунальным платежам.

Наконец, придется самостоятельно обращаться в страховые компании, для того чтобы застраховать сдаваемое в аренду имущество от возможных рисков. И не факт, что, после того как будущий арендодатель проделает все вышеперечисленное и разошлет объявления о сдаче в аренду, арендатор найдется, говорят риэлторы.

Для тех, кто пользуется услугами риэлторской компании, главный минус — необходимость платить за услуги. Арендодатель платит агентству от 50% до 100% арендной ставки за один месяц. Но, как говорит Оксана Готовцева, заместитель гендиректора агентства элитной недвижимости Eaton Way, это помогает уменьшить срок поиска клиентов и оформления сделки, кроме того, риэлторы имеют свою базу проверенных клиентов, желающих арендовать загородное жилье. Логика здесь простая: люди, которые обращаются в агентства недвижимости для поиска дачи внаем, принадлежат к определенному социальному слою, и пускать их в дом менее рискованно.

За что платит арендодатель, обратившийся в агентство? По словам риэлторов, за экономию времени на поиск клиентов и за гарантию того, что размер арендной платы будет соответствовать рынку, благодаря чему дом будет сдан в приемлемые сроки и без ущерба для арендодателя. Компании, специализирующиеся в сфере услуг аренды, по словам Натальи Ветлугиной, заместителя генерального директора компании "Новый город", четко знают ценовую вилку как предложения, так и спроса и помогут адекватно оценить возможный доход. В случае обращения в агентство арендодателя, желающего сдать домик на лето, как правило, риэлтор отсматривает базы других агентств, в которые обращаются те, кто хочет домик на лето снять. В итоге не только тот, кто сдает, но и тот, кто снимает, оплачивает посреднические услуги агентству. Стандартный размер тарифа для нанимателя — сумма, эквивалентная месячной арендной плате.

Вопрос

 1В соответствии с классификацией Норта — Эггертссона, с какими трансакционными издержками сталкивается «собственник, желающий переквалифицироваться в арендодателя», если он не обращается к риэлтору?

2.Сравните трансакционные издержки арендодателя в случае, когда он обращается к риэлтору, и в случае, когда он сдает домик самостоятельно. В каком случае трансакционные издержки до заключения контракта будут выше? В каком случае его издержки после заключения контракта будут выше? Почему?

3.За что арендодатели платят деньги риэлторам? Аргументируйте свой ответ, используя результаты сравнения трансакционных издержек арендодателя в случае, когда он обращается к риэлтору, и в случае, когда он действует самостоятельно.


4. Классификация трансакционных издержек Норта — Эггертссона: интернет-сайт для продаж российских товаров

12 декабря 2005 г. | ИТАР-ТАСС

Минэкономразвития РФ открыло новый интернет-сайт, http://www.exportsupport.ru/, призванный продвигать продажи российских товаров за рубежом, сообщил сегодня глава внешнеторгового департамента министерства Алексей Кульбарс.

«Наша цель — использовать возможности Интернета для «облагораживания» российского экспорта, его перехода от сырьевой направленности на высокотехнологичную», — сказал Кульбарс. На сайте представлено более 2 тысяч позиций товаров, которые Россия сегодня в состоянии экспортировать.

Вопрос

Какие трансакционные издержки, в соответствии с классификацией Норта — Эггертссона, МЭРТ РФ предполагает снизить за счет открытия нового интернет-сайта http://www.exportsupport.ru/?

 

 

 

5. Трансакционные издержки до заключения контракта при покупке недвижимости

ЗАО «Кредит-Центр»: Покупатели и продавцы недвижимости обращаются за услугами агентства недвижимости, чтобы снизить уровень издержек при проведении сделки. К таким издержкам относятся затраты времени, ресурсов и риски при проведении сделки. Наша фирма обеспечивает высокий уровень гарантий по всем видам таких издержек.

Первый вид издержек на пути к сделке — это затраты времени и ресурсов по поиску информации об объектах или поиску контрагента по сделке. ЗАО «Кредит-Центр» обладает самой мощной системой продвижения и поиска информации по объектам недвижимости в Юго-Восточном Подмосковье. Мы ведем специализированные рекламные рубрики по недвижимости и имеем соответствующие разделы во всех основных средствах массовой информации нашего региона и специализированных изданиях по недвижимости в Москве. Фирма имеет свой сайт в сети Интернет www.credit-center.ru, развитую сеть средств наружной рекламы, участвует в выставках. Благодаря этому мы быстро находим покупателя на объект недвижимости, а покупателям предлагаем значительное количество вариантов.

Но поиск объекта или контрагента по сделке — это начальная часть работы. Требуется получить информацию о правовом статусе объекта, его физических характеристиках, правообладателе и, самое главное, тщательно проверить эту информацию.

После этого наступает этап проведения предварительных переговоров об условиях сделки (цена, порядок расчетов, порядок передачи объекта) и подготовки всех документов, необходимых для ее проведения. Завершающими этапами сделки являются заключение договора, возможно его нотариальное удостоверение, государственная регистрация.

Правильное определение цены, качественная правовая экспертиза объекта и правообладателей, правильная и быстрая подготовка документов, грамотное проведение переговоров на всех этапах, обеспечение безопасности расчетов, передача объекта от старого владельца к новому — все это требует высокого уровня профессионализма.

«Кредит-Центр» гарантирует высокий уровень профессионализма своих сотрудников. Фирма работает на рынке недвижимости с 1993 года и является членом Российской Гильдии риэлторов. Каждый отдел фирмы специализируется на каком-то одном виде недвижимого имущества: квартирах вторичного или первичного рынков, загородной недвижимости, коммерческой недвижимости, гаражах. Специальные отделы занимаются юридическим оформлением и экспертизой, оценкой, маркетингом.

Все это позволяет достичь высокого уровня специализации и профессионализма, а значит и высокого уровня гарантий для клиентов при подготовке и проведении сделок.

Но все же, сделки с недвижимым имуществом отличаются повышенным уровнем рисков не только в процессе их подготовки и проведения. Риск утраты имущества или денег в случае расторжения сделки является одним из главных рисков рынка недвижимости. Участие «Кредит-Центра» в подготовке и проведении сделок с недвижимостью сводит этот риск к минимуму.

Профессиональная ответственность риэлторов застрахована на сумму 65 тысяч долларов США. Кроме этого, самым надежным фактором обеспечения гарантии является собственная недвижимость фирмы. Офис, в котором работают специалисты «Кредит-Центра» принадлежит фирме на праве собственности, а значит, может служить обеспечением возмещения убытков клиентов, если таковые возникнут по нашей вине. За более чем 8 лет работы таких случаев у нас не было.

Вопрос

Найдите в тексте все примеры трансакционных издержек ex ante, связанных с покупкой недвижимости, а именно:

  • издержек поиска информации;
  • издержек ведения переговоров;
  • издержек составления контракта.
  • Аргументируйте свой выбор.

Комментариев нет: