Кейс 10. Трансакционные издержки до заключения контракта: десять главных ошибок при покупке автомобиля
НЕОСВЕДОМЛЕННОСТЬ О СЕРВИСЕ. Машину мало купить, ее надо где-то обслуживать. Про сервис выбранной вами модели нужно узнать все досконально. И дело не только в его возможной дороговизне или проблемах с деталями. Вы можете остаться недовольны качеством сервиса, сроками ремонта и прочими нюансами. Не стоит доверять рекламе автосалонов о расширенной гарантии. Даже когда при годовой заводской гарантии салон дает трехлетнюю, она ограничена пробегом 15-30 тыс. километров. И если пробег больше, деталь вам не заменят.
ПЕРЕОЦЕНКА УДОБСТВА АВТОКРЕДИТОВАНИЯ. При покупке машины в кредит
на три года вы рискуете переплатить до 75-100%. Кроме того, банки навязывают вам определенные страховые компании с завышенными тарифами. Обращайте внимание не столько на цену автомобиля в салоне, сколько на условия кредитования банков, с которыми он сотрудничает. Например, в одном салоне выбранный вами автомобиль стоит 30000 долл., а в другом – 35000 долл. Но вполне возможно, что с учетом процентов, выплачиваемых по кредиту, дополнительных сборов и страховки в первом случае вы заплатите 50000 долл., а во втором – 47000 долл.
ПРЕНЕБРЕЖЕНИЕ ДИАГНОСТИКОЙ. Особенно опасно при покупке подержанного автомобиля. Даже в салонах машины не всегда проходят предпродажную подготовку.
Если вы изучили всю возможную литературу о том, как выбрать автомобиль, и захватили с собой опытного автомеханика, от «сюрпризов» это не спасет. Например, вам может попасться высушенная и отогретая «машина-утопленница» из Европы или прошедший кузовной ремонт и умело перекрашенный «перевертыш».
ЗАКАЗ МАШИНЫ У МАЛОЗНАКОМОГО «ПЕРЕГОНЩИКА». В худшем случае вас могут «кинуть»: предоплата при заказе автомобиля составляет 100% от его стоимости. В лучшем – привезти активно эксплуатировавшийся автомобиль (например, бывшее такси) со «скрученным» счетчиком или угнанную машину. Иногда перегонщик договаривается с владельцем, и заявление об угоне подается лишь после продажи машины в России. Сведения поступают в Интерпол, и вы остаетесь без автомобиля.
НЕВНИМАТЕЛЬНОСТЬ ПРИ ОФОРМЛЕНИИ. Ошибки в доверенности, оформляемой для постановки на учет в ГАИ, или в справке-счете потом исправить будет сложно. В сервисной книжке обязательно должна быть проставлена дата продажи, иначе срок гарантии будет исчисляться с момента изготовления. В справке-счете должны быть указаны дата и место составления, суть и условия сделки, стоимость автомобиля и все № 20 (110) 30 мая - 5 июня 2005г. (http://www.finansmag.ru/16425) сведения о нем, наименование и адрес магазина, а также ваши данные. Кроме того, покупаете ли вы машину в салоне или у частного лица, необходимо проверить ее юридическую историю. В салон автомобиль тоже попадает не с конвейера, а через нескольких перекупщиков. И надо убедиться в наличии договоров, фиксирующих каждую сделку.
Вопросы:
Классификация трансакционных издержек Норта – Эггертссона:
- На основе рассмотренной ситуации приведите примеры трансакционных издержек (по одному примеру на каждый тип издержек), возникающих после заключения контракта. Аргументируйте выбор примеров.
- Каковы способы минимизации этих издержек?
- К какой категории товаров можно отнести жилье, автомобили (согласно структуре издержек измерения), и почему?
Мы часто и привычно жалуемся на дороговизну новых автомобилей.
Ведь с каждым годом реальный прайс на машины в России увеличивается
Всех жалобщиков на дороговизну можно урезонить одним простым
вопросом: «Что, хотите как в Сингапуре?»
Дело в том, что именно в этой стране автомобили стали настоящей
роскошью. Даже бюджетные модели демократичных марок, которые в любой стране
мира доступны любому работяге, в Сингапуре стоят не просто дорого, а
баснословно дорого.
Возьмем, к примеру, обычный хетчбэк VW Golf. На исторической
родине он стартует с 20 тысяч евро. А теперь — внимание: тот же самый Golf
обойдется покупателю в Сингапуре примерно в 100 тысяч евро! Сто тысяч штук, и
это не шутка.
Драконовская цена на автомобили в Сингапуре складывается из
жесточайшего налогового законодательства страны. Ее цель — ограничить
продажи машин в перенаселенном как людьми, так и машинами маленьком
государстве.
Математика
выглядит примерно так. К изначальной цене «Гольфа» в 20 тысяч евро для начала
добавляем 200 евро за регистрацию. Следующий шаг — ARF (Additional
Registration Fee), то есть дополнительный регистрационный сбор, который…
удваивает цену. Как минимум удваивает. Для автомобилей с базовым прайсом до 30
тысяч евро ARF равняется 100% суммы. Но если машина дороже, вырастает и ARF:
140% при цене до 50 тысяч евро и 180%, если прайс выше этой отметки.
Следующий
платеж — налог за роскошь. Справедливо: автомобиль в Сингапуре по-любому
относится к этой категории. Значит, еще плюс 20% к цене. То есть четыре
тысячи евро. Потом вносим в кассу 7% налога за экспорт (примерно 1700 евро) и,
наконец, покупаем разрешение на владение и эксплуатацию автомобиля в стране.
Стоимость разрешения рассчитывается исходя из модели конкретного автомобиля и
выдается сразу на 10 лет. В нашем случае это потянет где-то на 30 тысяч евро.
Если разбить на каждый год, то вроде и недорого. Добавь ко всему этому 15-25%
дилерской маржи (умные сингапурские автодилеры рассчитывают ее не из
базовой стоимости машины, а из общей суммы) и получишь удивительные цифры. Новенький
Golf подорожал впятеро.
Обзавестись авто в стране с самой
свободной экономикой в мире стало еще труднее. Сертификат на владение
автомобилем в Сингапуре рекордно подорожал и стоит в
четыре раза дороже Toyota Camry в Соединенных Штатах, передает Reuters.
С 2020 года стоимость услуги по выдаче
сертификата выросла до 106 тысяч долларов США (10,5 миллиона рублей). По
расчетам агентства, гибридный автомобиль марки Toyota с сертификатом, всеми
регистрационными сборами и налогами обойдется сингапурцу в 183 тысячи
американских долларов (18,2 миллиона рублей). Сегодня американцы могут
приобрести ту же машину за 28 тысяч долларов (2,8 миллиона рублей).
До коронавируса сертификат на
автомобиль стоил около 22 тысяч долларов США (2,1 миллиона рублей). Уже после
пандемии сингапурская экономика стала расти, вслед за этим — личные доходы
населения, а также число автовладельцев. Машина наравне с квартирой входит в
так называемую «сингапурскую мечту».
Ранее сингапурскую экономику назвали самой свободной в мире. Первое место с момента запуска Индекса экономической свободы в мире в 1970 году занимал Гонконг. Для расчета индекса оценивается легкость международной торговли, свободный выход на рынки и конкуренцию на них, а также госрегулирование предпринимательства. В 2023 году специалисты использовали данные двухлетней давности.
Вопросы:
- На основе рассмотренной ситуации объясните возникновение трансакционных издержек (по одному примеру на каждый тип издержек) Аргументируйте выбор примеров.
- Возможна ли минимизация этих издержек?
- Как можно классифицировать эти издержки?
Комментариев нет:
Отправить комментарий