Темы эссе
1.
Почему
допущение оппортунизма может приниматься только при наличии предпосылки
ограниченной рациональности? Какие свойства человеческого поведения вызывают
проблему асимметричности информации?
2.
Объясните,
как по причине скрытой информации о типе продавца рынок подержанных автомобилей
может выродиться в рынок «лимонов».
3.
В
каком случае асимметричность информации о типе продавца может привести к
исчезновению рынка?
4.
В
каком смысле проблема неблагоприятного отбора может рассматриваться как частный
случай (как отрицательных, так и положительных) внешних эффектов?
5.
Почему
при подборе работников работодатель во избежание найма плохого работника должен
устанавливать как можно больше параметров?
6.
Почему
для сохранения тех или иных видов страховых услуг может требоваться введение
обязательного страхования?
7.
Почему
банкиры в ответ на увеличение спроса на кредиты могут предпочесть
рационирование кредитов вместо повышения ставки процента? В чем здесь
проявляется проблема неблагоприятного отбора?
8.
Почему
возраст человека не может быть сигналом на рынке труда?
9.
В
чем, на ваш взгляд, заключаются причины ограниченных возможностей правовой
системы по предотвращению оппортунистического поведения?
10.
«Дженерэл
Моторс» и «Тойота»: сравнение американской и японской модели решения проблемы
гарантий специфических ресурсов
11.
Существует
история – возможно, вымышленная – о том, как в XIX
веке англичанин, путешествовавший по Китаю, был шокирован жестокостью
надсмотрщика, хлеставшего кнутом гребцов из экипажа лодки, в которой находился
путешественник, когда они начинали грести медленнее. Еще большее потрясение он
испытал, когда узнал о том, что хозяевами лодки были сами гребцы, нанявшие
избивавшего их надсмотрщика! Какое объяснение можно дать этому факту?
12.
Кодекс
чести Стэндфордского университета запрещает преподавателям наблюдать за
студентами во время экзаменов. Как, по вашему мнению, этот запрет должен влиять
на поведение студентов и на отношения между студентами и преподавателями?
Практикум:
1. Почему бы
продавцам фальсифицированных и низкокачественных товаров не давать покупателям
гарантии при их реализации? Ведь предоставление гарантий свидетельствует о
высоком качестве продукта, и недобросовестным торговцам это помогло бы легче
сбывать их товары. Вы согласны с последней фразой?
2. Стимулы к
заключению долгосрочного контракта увеличиваются, если трансакция отличается:
а) специфическим характером, б) общим характером, в) регулярной повторяемостью,
г) мимолетностью, трудной измеряемостью, д) легкой контролируемостью
исполнения.
3. На семинаре
по институциональной экономике два студента спорят. Один утверждает: «Для
уверенности в том, что обязательства по контракту будут выполнены, сторонам
надо учесть и предвидеть все возможные обстоятельства, которые могут произойти,
внести их в контрактное соглашение и заверить его у нотариуса. Такой контракт и
называется термином «фирма». Другой возражает: «В таком случае существование
фирм как таковых вообще невозможно». Кто прав, на ваш взгляд, в этом споре?
4. «Фирма – это
долгосрочный контракт, следовательно, долгосрочный контракт – это фирма». Вы
согласны с таким ходом рассуждений?
5. Задолго до
работ представителей НИЭТ Эдгар А. По в своем рассказе «Надувательство как
точная наука» писал: «Человек – это животное, которое надувает… Надувательство,
если рассмотреть его в правильном свете, есть понятие сложное, его составными
частями являются: мелкий размах, корысть, упорство, выдумка, дерзость,
невозмутимость, оригинальность, нахальство и ухмылка». Какая поведенческая
предпосылка, используемая в институциональном анализе, скорее всего, подошла бы
к тому, что содержится в приведенной цитате. Аргументируйте конкретными
формами такого поведения участников взаимодействий.
6. О каких
типах асимметрии информации и видах оппортунистического поведения идет речь в
следующих пунктах, либо данные контрактные проблемы отсутствуют: а) биржевой
маклер точно предугадал изменение курсовой стоимости акций и получил большую
прибыль, б) фирма, вступив в ценовую войну, разорила своего конкурента, в)
фирма «Чара», собрав деньги у своих вкладчиков, объявила о своем банкротстве,
г) кооператив «Озеро», устранив разными способами своих конкурентов, получает
все государственные заказы, д) квалифицированный работник уговорил менеджера
фирмы повысить ему заработную плату за счет расторжения трудового соглашения с
двумя менее квалифицированными рабочими, объем работ которых он готов выполнять,
е) человек, страдающий тяжелым заболеванием лимфатической системы, не
предупредил об этом страховую компанию, приобретя у нее страховой полис.
7. Пусть на рынке подержанных автомобилей есть
автомобили хорошего качества и плохого качества. Характеристики каждого
автомобиля известны его продавцу, но не известны покупателям. Кто в данной
ситуации является принципалом, кто – агентом, кто может вести себя
оппортунистически?
Принципал – продавец, агент –
покупатель, оппортунистически себя может вести продавец
Принципал – покупатель, агент –
продавец, оппортунистически себя может вести продавец
Принципал – продавец, агент –
покупатель, оппортунистически себя может вести покупатель
Принципал – покупатель, агент –
продавец, оппортунистически себя может вести покупатель
8. Если
работодатель не может отличить производительных кандидатов на работу от
непроизводительных, и назначает среднюю ставку зарплаты исходя из того, какова
доля высокопроизводительных работников на рынке, то работники какого типа
откликнутся на такое предложение?
Все высокопроизводительные работники
Все низкопроизводительные работники
Часть низкопроизводительных
работников
На вакансию никто не откликнется
9. Если
принципал – покупатель подержанного автомобиля, а агент – продавец, то
неблагоприятный отбор может возникнуть, когда у агента больше информации о
характеристиках товара чем у принципала
Да
Нет
10. Если принципал нанимает на работу агента, который
может быть одного из двух типов – высокопроизводительный или
низкопроизводительный, кто заинтересован в создании механизмов для борьбы с
неблагоприятным отбором?
Принципал
Высокопроизводительные агенты
Низкопроизводительные агенты
Никто
11. В модели
Спенса предполагается, что образование:
Увеличивает производительность
высокопроизводительных работников
Увеличивает производительность
низкопроизводительных работников
Не влияет на производительность
высокопроизводительных работников
Не влияет на производительность
низкопроизводительных работников
12. Выберите
верные утверждения:
Возможно существование равновесия,
когда продавцы высококачественных и низкокачественных товаров рекламируют свой
товар
Продавцам высококачественных товаров
невыгодно предоставлять дополнительную гарантию на товар
Диплом о высшем образовании не может
являться сигналом на рынке труда
В модели сигналов в разделяющем
равновесии продавцы высококачественных товаров будут рекламировать свой товар,
а продавцы низкокачественных товаров откажутся от рекламы
Принципал
Высокопроизводительные агенты
Низкопроизводительные агенты
Никто
14. Диплом о высшем образовании может выступать:
Сигналом, который подает работник
Сигналом, который подает
работодатель
Способом фильтрации, который
применяет работник
Способом фильтрации, который
применяет работодатель
15. В
отличие от неблагоприятного отбора моральный риск
Возникает после заключения контракта
Возникает до заключения контракта
Возникает из-за асимметрии
информации
Не является видом
оппортунистического поведения
16.
Примерами морального риска на рынке медицинского
страхования являются:
Сокрытие агентом информации о
наличии серьезного заболевания во время покупки страхового полиса
Чрезмерное пользование услугами
Умышленное создание страхового
случая
Сокрытие страховой компанией
информации о наличии у нее серьезных финансовых проблем во время продажи полиса
17. В какой компании агентские издержки наиболее
высоки?
Частное предпринимательство
Компания, где собственник является и
менеджером
Компания, где собственник,
участвующий в управлении, нанимает менеджера
Компания, где акционеры не участвуют
в принятии управленческих решений
18. Выберите
верные утверждения:
В организациях, где применяется
мониторинг, проблема морального риска полностью решена
Мониторинг направлен на минимизацию
агентских издержек
Примером мониторинга является
введение пропускного режима на территории компании
Осуществление мониторинга не связано
с издержками борьбы с моральным риском, которые ложатся на принципала
19. Выберите
верные утверждения:
Дилемма «риск-стимулы» заключается в
том, что в рамках стимулирующего контракта риски, связанные с изменением
заработной платы, перекладываются на не склонного к риску агента
Принципал является склонным к риску,
поскольку обычно обладает акциями различных компаний, которые склонны к
волатильности
Примером стимулирующего контракта в
условиях асимметричной информации является привязка заработной платы менеджера
к усилиям, которые он прикладывает к выполнению заданий
Стимулирующий контракт может
отрицательно сказаться на стимулах менеджера к работе
20. Издержки, затраченные на борьбу с неблагоприятным
отбором, в дальнейшем приводят к полному устранению проблемы морального риска.
Да
Нет
21. Макдоналдс в России
перешел на франчайзинг «Какая самая известная сеть ресторанов быстрого питания в мире? Что
является иконой фаст-фуда? Правильно, Макдоналдс. Во многом за это стоит
благодарить и то, что основная модель развития этой сети в мире – франчайзинг.
В России же 20 лет Макдоналдс открывал рестораны сам, без партнеров. В итоге
конкуренты стали расти куда активнее. Но вскоре все изменится. Руководство
Макдоналдс пересмотрело свои взгляды относительно развития сети в России.
Теперь открывать рестораны будет не только головная компания, но и партнеры по
франчайзинговой схеме. Толчком к этому послужило активное развитие по
франчайзингу основных конкурентов компании - Burger King и Wendy’s». http://www.equipnet.ru/articles/market/market_1047.html
Вопрос А: До 2012 года компания «Макдоналдс» не
заключала франчайзинговые соглашения, открывая в России собственные филиалы. У
компании «Макдоналдс» ограничены возможности мониторинга за российским филиалом
ввиду географической удаленности филиала. Менеджеры филиала, зная это, могут
отлынивать от выполнения работы, предусмотренной контрактом с компанией
«Макдоналдс». Рассмотрите взаимодействие между компанией «Макдоналдс» и ее
российским филиалом с точки зрения теории
агентских отношений. Кто является принципалом, а кто – агентом во
взаимодействии компании «Макдоналдс» с ее российским филиалом? Кто может вести
себя оппортунистически?
«Макдоналдс» является принципалом,
российский филиал – агентом, оппортунистически может
вести себя «Макдоналдс». |
Correct |
0.25 |
|
«Макдоналдс» является агентом,
российский филиал – принципалом, оппортунистически может
вести себя российский филиал. |
Correct |
0.25 |
|
«Макдоналдс» является принципалом,
российский филиал – агентом, оппортунистически может
вести себя российский филиал. |
Correct |
0.25 |
|
«Макдоналдс» является агентом,
российский филиал – принципалом, оппортунистически может
вести себя «Макдоналдс». |
Correct |
0.25 |
22. Вопрос Б: Как с точки зрения теории агентства
называется описанное выше оппортунистическое поведение одной из сторон после
открытия филиала в России?
Различия в целях принципала и
агента |
Correct |
0.25 |
|
Моральный риск |
Correct |
0.25 |
|
Вымогательство |
Correct |
0.25 |
|
Неблагоприятный отбор |
Correct |
0.25 |
23. Вопрос В: Выберите механизмы, которыми может
воспользоваться принципал для борьбы с
постконтрактным оппортунизмом агента в данной ситуации:
Сигналы |
Correct |
0.25 |
|
Фильтрация |
Correct |
0.25 |
|
Стимулирующий контракт |
Correct |
0.25 |
|
Мониторинг |
Correct |
0.25 |
24. Вопрос Г: Предположим, что «Макдоналдс» России
разработал новое меню, для приготовления которого требуется проектирование,
производство и установка специальной кухонной техники. Для производства
специального оборудования «Макдоналдс» хочет заключить контракт с
фирмой-производителем. Фирма-производитель при изготовлении оборудования будет
учитывать специальные требования компании «Макдоналдс» к техническим
характеристикам кухонной техники. Других покупателей оборудования на данный
момент на рынке нет. К какому типу специфичности можно отнести инвестиции
фирмы-производителя в подобное оборудование?
Специфичность человеческого
капитала |
Correct |
0.25 |
|
Специфичность физических активов |
Correct |
0.25 |
|
Специфичность целевых активов |
Correct |
0.25 |
|
Специфичность местоположения |
Correct |
0.25 |
25. Вопрос Д: Предположим, что «Макдоналдс» с целью
расширения производства в России разработал новое меню, для приготовления
которого требуется проектирование, производство и установка специальной
кухонной техники. Для производства специального оборудования «Макдоналдс» хочет
заключить контракт с фирмой-производителем. Какая форма контрактных
взаимоотношений согласно схеме Уильямсона будет выбрана, если оборудование
специфично, а сделка является разовой?
Одностороннее управление |
Correct |
0.25 |
|
Рынок |
Correct |
0.25 |
|
Арбитраж |
Correct |
0.25 |
|
Двустороннее управление |
Correct |
0.25 |
26. Вопрос E: Предположим, что «Макдоналдс»
взаимодействует со своим основным конкурентом – «Burger King». Компании могут
договориться о поддержании цен на свою продукцию на одинаково высоком уровне.
Однако у каждой из компаний есть стимул нарушить договоренность и снизить цену,
переманив на свою сторону потребителей конкурента и оставив его с нулевой прибылью.
Если обе компании снижают цены, то как следствие снижаются их прибыли. Какое
равновесие установится в данном взаимодействии, если оно происходит однократно?
«Макдоналдс» устанавливает высокие
цены, Burger King – низкие |
Correct |
0.25 |
|
Обе компании устанавливают низкие
цены |
Correct |
0.25 |
|
«Макдоналдс» устанавливает низкие
цены, Burger King – высокие |
Correct |
0.25 |
|
Обе компании устанавливают высокие
цены |
Correct |
0.25 |
Кейс 1. Венецианский купец (Шекспир
В. Венецианский купец)
Венеция. Площадь.
Входят Бассанио и
Шейлок.
Шейлок:
Три тысячи
дукатов? Хорошо.
Бассанио:
Да, синьор, на три
месяца.
Шейлок:
На три месяца?
Хорошо.
Бассанио:
За меня, как я уже
сказал, поручится Антонио.
Шейлок:
Антонио поручится
по векселю? Хорошо.
Бассанио:
Можете вы мне
помочь? Хотите вы обязать меня? Могу я узнать ваш ответ?
Шейлок:
Три тысячи
червонцев на три месяца и за поручительством Антонио?
Бассанио:
Ваш ответ?
Шейлок:
Антонио – хороший
человек.
Бассанио:
Слышали вы
когда-нибудь о нем, что это не так?
Шейлок:
О, нет, нет, нет,
нет! Словами «он хороший человек» я хочу сказать, что он, понимаете, человек
состоятельный. Однако капитал его весь в надеждах. У него одно судно плывет в
Триполи, другое в Индию; кроме того, на Риальто я слыхал, что третье у него
сейчас в Мексике, четвертое в Англии и остальные суда тоже разбросаны по всему
свету. Но ведь корабли – это только доски, а моряки – только люди; а ведь есть
и земляные крысы и водяные крысы, и сухопутные воры и водяные воры, то есть
пираты; а кроме того – опасности от воды, ветра и скал. Несмотря на это, он
человек состоятельный… Три тысячи червонцев… Пожалуй, вексель его взять можно.
Бассанио:
Будьте уверены,
что можно.
Шейлок:
Я хочу быть
уверенным, что можно; а чтобы быть уверенным, мне нужно обдумать. Могу я
поговорить с Антонио? <…>
Входит Антонио .
<…>
Шейлок:
Три тысячи
червонцев! Куш немалый…
Три месяца… А
сколько годовых?
Антонио:
Что ж, Шейлок, вы
хотите обязать нас? <…>
Шейлок:
Смотрите, как
вспылили!
Хочу вам другом быть,
снискать приязнь,
Забыть позор,
каким меня клеймили,
Помочь вам и не
взять с вас ни гроша
Процентов – вы же
слушать не хотите.
Я говорю по
доброте сердечной.
Бассанио:
По доброте?
Шейлок:
Я это докажу:
К нотариусу вы со
мной пойдите
И напишите вексель;
в виде шутки, –
Когда вы не
уплатите мне точно
В такой-то день и
там-то суммы долга
Указанной, –
назначим неустойку:
Фунт вашего
прекраснейшего мяса,
Чтоб выбрать мог
часть тела я любую
И мясо вырезать,
где пожелаю. <…>
Антонио:
Да, Шейлок, я твой
вексель подпишу.
Шейлок:
Сойдемся ж у
нотариуса. Вексель
Шутливый
заготовьте у него,
А я пойду и соберу
дукаты;
Зайду в мой дом,
оставленный на волю
Небрежного слуги,
и очень скоро
Приду я к вам.
Вопросы: 1. Какую роль
выполнял венецианский купец Антонио в сделке между Бассанио и Шейлоком? 2.
Определите параметры контракта между Антонио, Бассанио и Шейлоком (размер,
продолжительность, равенство участников, степень формализации).
Кейс 2. Здравствуйте, доктор: возможности
оппортунистического поведения врачей
1. Врач спортивной
команды – это, конечно же, не только доктор, обязанный объединить своими
познаниями разнообразнейшие специальности, – от психотерапевта до диетолога.
Доктор, кроме всего прочего, еще и важный помощник тренера. Прежде всего, в
учебно-тренировочном процессе, особенно в подготовительном периоде, когда
просто необходимы постоянная коррекция и дифференцирование нагрузок. Работа,
требующая хорошей реакции ума и рук, зачастую на людях, а не в тиши врачебного
кабинета. И наполовину, как правило, в чужих городах, где условия
непредсказуемы. Тут нужно особое призвание и долготерпение куда выше среднего.
У доктора в команде – постоянные пациенты, от которых рецептом и больничным
листом не отделаешься. Да и диагноз нужен мгновенно, и выбор лечения – тоже. И,
безусловно, – результат. И все это удесятеряется в хоккее «жестокой» и жесткой,
больно жалящей шайбой, которую «твоим» игрокам то и дело приходится «брать на
себя», а сверх того – непредсказуемыми их контактами с соперником. Здесь надо
быть все время «в игре» и реагировать на каждого сменившегося со льда и
перемахнувшего через борт. И успевать, пока не подойдет новая смена, кому
примочку сделать, а кому и зашить рваную рану. Хотя врачебной специфики в
каждом виде спорта хватает.
2. В сельской местности
будет развиваться система врачей общей практики. Это врачи, которых до
революции называли земскими, – каждый из них в своей работе по сути заменяет
целую поликлинику и направляет своих пациентов к узким специалистам только в
сложных случаях. – Но ведь пациенты не всегда способны оценить качество работы
врача. Не получится ли, что не лучший, но обходительный врач получит больше
пациентов, чем знающий, но менее обаятельный? – Этот вопрос компетенции
Министерства здравоохранения. Оно совместно с организациями, представляющими
врачебное сообщество, должно заботиться о том, чтобы в систему ОМС не попадали
неквалифицированные специалисты. Органы здравоохранения должны добиваться,
чтобы все, кто работает в этой сфере, выполняли медико-экономические стандарты.
– Не получится ли, что в погоне за деньгами ОМС врачи станут назначать больным
ненужные и лишние процедуры? Такой опыт, к сожалению, уже есть в добровольном
страховании. – Это серьезная проблема. Если врач материально заинтересован в
том, чтобы оказать как можно больше медицинских услуг, ему трудно оппонировать.
Но в международной практике существуют способы сдерживать такие тенденции.
Прежде всего это связано с методами оплаты лечебной помощи. В первичном звене
врач или поликлиника в течение года получают деньги не за каждую оказанную
услугу, а за весь контингент прикрепленных пациентов сразу. Они обязаны оказать
больным помощь во всех обоснованных случаях, но должны уложиться в суммы,
выделенные в расчете на определенное количество больных. Превышение этого
лимита нужно специально объяснять страховой компании.
Вопросы
по кейсу 2:
1.
У кого
больше стимулов к оппортунизму - у спортивного врача или у сельского? Почему? У
кого больше стимулов контролировать работу врача – у владельца команды или у
Министерства здравоохранения? Почему?
2.
На
основе информации из второго фрагмента приведите примеры пред- и
постконтрактного оппортунизма врача. В силу каких факторов такое поведение
становится возможным? Какие способы его предотвращения предлагаются? Оцените их
эффективность.
12 комментариев:
При подборе работников работодатель должен устанавливать как можно больше параметров, чтобы избежать найма плохого работника. Это связано с тем, что плохой работник может нанести ущерб компании, привести к потере времени и денег, а также создать негативное впечатление о компании среди клиентов и партнеров.
Первым параметром, который работодатель должен установить, является квалификация. Работник должен обладать необходимыми навыками и знаниями для выполнения своей работы. Это может включать в себя образование, опыт работы в аналогичной области, а также наличие сертификаций и лицензий.
Вторым параметром является опыт работы. Работник должен иметь опыт работы в аналогичной области, чтобы быть готовым к выполнению задач и решению проблем. Это также может помочь работнику быстрее адаптироваться к новой компании и начать эффективно работать.
Третьим параметром является характерные черты личности. Работник должен обладать характерными чертами личности, которые соответствуют культуре компании. Это может включать в себя коммуникабельность, ответственность, дисциплинированность, а также умение работать в команде.
Четвертым параметром является физические данные. Работник должен обладать физическими данными, которые соответствуют требованиям работы. Например, если работа требует физической силы, то работник должен быть физически подготовлен.
В заключение, при подборе работников работодатель должен устанавливать как можно больше параметров, чтобы избежать найма плохого работника. Это поможет компании избежать потерь времени и денег, а также создать положительное впечатление о компании среди клиентов и партнеров.
Компании «Дженерал Моторс» и «Тойота» выбрали разные модели решения проблемы гарантий специфических ресурсов. Эти модели отражают особенности американской и японской систем управления.
Американская модель
Основана на отношенческих контрактах. Компания «Дженерал Моторс» решила проблему гарантий специфических ресурсов, производя большую часть сложных компонентов внутри себя. Это позволило избежать переговоров со сторонними поставщиками, которые требовали высоких трансакционных издержек.
Отношения с поставщиками в американской модели краткосрочные, обезличенные, с фиксированными ценами. Стороны не имеют долгосрочных обязательств, сделка прекращается после её завершения.
Японская модель
Основана на неоклассическом контракте. Компания «Тойота» выбрала долгосрочные отношения с небольшим числом ключевых поставщиков. Это позволило решить проблему гарантий специфических ресурсов, так как поставщики часто сами разрабатывают компоненты для моделей «Тойоты».
Для японских отношений с поставщиками характерны обмен информацией, разделение издержек, активное участие «Тойоты» в консультировании своих партнёров. Поставщикам обещают, что они будут поставлять детали в течение всего времени производства определённой модели, что гарантирует их специфические инвестиции.
Примеры применения
«Дженерал Моторс» выбрала американскую модель — большую часть компонентов производит внутри компании.
«Тойота» придерживается японской модели — каждый компонент, не производимый внутри фирмы, поставляется минимум двумя поставщиками. Это позволяет сравнивать работу поставщиков и создавать конкуренцию, что приводит к низким ценам и высокому качеству.
При этом важно отметить, что ни одна из компаний не придерживается чисто американской или японской модели — руководители «Дженерал Моторс» и «Тойоты» комбинируют методы управления, выбирая для себя наилучшие пути развития в конкретный период.
Вагабова Зулейха
Проблема:
- В добровольном страховании чаще страхуются те, кто больше подвержен рискам (например, люди с плохим здоровьем в медицинском страховании).
- Это приводит к росту выплат и увеличению тарифов, что вытесняет с рынка более "здоровых" клиентов.
- Обязательное страхование устраняет эту проблему, равномерно распределяя риски среди всех застрахованных.
Недостаточный спрос на важные виды страхования
- Некоторые риски (например, катастрофические или социально значимые) могут игнорироваться населением из-за высокой стоимости или недооценки угрозы (например, страхование гражданской ответственности автовладельцев).
- Обязательное страхование гарантирует, что все участники рынка (например, водители) будут застрахованы, что снижает нагрузку на бюджет (например, при ДТП с неплатежеспособными виновниками).
- Государство может обязать страхование для защиты уязвимых групп (например, ОСАГО защищает потерпевших в ДТП, а обязательное медицинское страхование (ОМС) обеспечивает базовую медпомощь).
- Без принудительного охвата часть населения осталась бы без страховой защиты, что увеличило бы нагрузку на государственные бюджеты.
- Если риски не покрываются страхованием, убытки ложатся на государство (например, стихийные бедствия, банкротство финансовых институтов).
- Обязательное страхование (например, страхование вкладов) предотвращает системные кризисы.
Примеры обязательного страхования:ОСАГО– защита потерпевших в ДТП.
-ОМС– доступ к базовой медицинской помощи.
-Страхование военнослужащих и госслужащих– покрытие рисков, связанных с профессией.
-Страхование опасных объектов (например, ОПО) – минимизация ущерба от аварий.
Обязательное страхование вводится, когда добровольный рынок не справляется с покрытием ключевых рисков, что угрожает финансовой стабильности, социальной защите или экономике в целом. Оно обеспечивает всеобщий охват, справедливое распределение рисков и снижает нагрузку на государство.
Вопрос: Почему возраст человека не может быть сигналом
на рынке труда?
Утверждение о том, что возраст человека не может быть сигналом на рынке труда, может быть спорным, так как нет единого определения «возрастного сотрудника».
Некоторые компании могут с предубеждением относиться даже к тем, кто старше 30 лет, или устанавливать возрастной ценз, например, на 40+ или 50+. При этом ключевыми факторами в подборе первостепенно стоят профессиональные навыки, опыт, компетентность кандидата и его коммуникативная гибкость.
Например, при подборе сотрудника на вакансию, которая предполагает предварительное или частое обучение, стоит смотреть не на возраст кандидата, а на его личные установки — если он открыт новым знаниям, есть мотивация на учёбу, то он справится независимо от возраста.
Таким образом, влияние возраста на рынок труда может варьироваться в зависимости от компании и её подходов к подбору персонала.
Оппортунизм и ограниченная рациональность
Оппортунизм можно охарактеризовать как поведение участников рынка, которое сосредоточено на удовлетворении собственных интересов, часто за счет других. Он проявляется в различных формах, таких как:
Обман: Участник может предоставить ложные или вводящие в заблуждение сведения о продукте или услуге с целью получения выгоды.
Манипуляции: Некоторые лица могут использовать свои знания для манипуляции другими участниками, извлекая из этого выгоду.
Недобросовестная конкуренция: Участники могут прибегать к нечестным методам, чтобы получить преимущество на рынке.
Оппортунизм особенно заметен в условиях асимметрии информации, когда одна сторона располагает большей информацией, чем другая. Это может привести к ситуациям, когда один участник извлекает выгоду за счет другого.
Концепция ограниченной рациональности, разработанная Гербертом Саймоном, утверждает, что люди не всегда действуют как полностью рациональные агенты. Их способности к обработке информации и принятию решений имеют свои пределы. Ключевые аспекты ограниченной рациональности включают:
• Неопределенность: Участники не всегда имеют доступ ко всей необходимой информации для принятия оптимальных решений.
• Когнитивные ограничения: Люди могут не справляться с обработкой и анализом всей доступной информации из-за ограничений памяти и внимания.
• Эмоциональные факторы: Эмоции могут оказывать влияние на процесс принятия решений, что снижает уровень рациональности.
Связь между оппортунизмом и ограниченной рациональностью заключается в том, что оппортунистическое поведение нередко возникает из-за этих ограничений. Например:
• Недостаток информации: Если покупатель не осведомлен о качестве товара, продавец может воспользоваться этим и продать товар низкого качества по завышенной цене.
• Ошибки в оценке: Участники могут неправильно оценивать риски и выгоды, что создает возможности для оппортунистического поведения со стороны других.
Таким образом, эти две концепции помогают объяснить, почему на рынках возникают проблемы, такие как асимметрия информации, неблагоприятный отбор и моральный риск. Понимание этих механизмов имеет важное значение для разработки стратегий управления рисками и создания более эффективных рыночных институтов.
Банкиры могут предпочесть рационирование кредитов вместо повышения процентной ставки в ответ на увеличение спроса на кредиты по нескольким причинам, связанным с проблемой неблагоприятного отбора.
Причины рационирования кредитов:
Если банк начнет предоставлять кредиты только высокорискованным заемщикам, это может негативно сказаться на его репутации и долгосрочной прибыльности. Ратионирование позволяет банку сохранить свою клиентскую базу и минимизировать риски.
В условиях неопределенности и недостатка информации о заемщиках (особенно в случае новых или менее известных клиентов) банки могут предпочесть ограничить объем кредитования, чтобы избежать
Неблагоприятный отбор возникает, когда информация о заемщиках несимметрична: банки не могут точно оценить риски каждого заемщика.
Таким образом, рационирование кредитов становится стратегией, позволяющей банкам управлять рисками и избегать неблагоприятного отбора, сохраняя при этом качество своего кредитного портфеля.
Амирханова К
Вопрос: «Дженерэл Моторс» и «Тойота»: сравнение американской и японской модели решения проблемы гарантий специфических ресурсов ?
Компании «Дженерал Моторс» и «Тойота» на протяжении многих лет представляют два различных подхода к решению одной из ключевых задач в промышленной кооперации — обеспечению гарантии специфических ресурсов. Специфические ресурсы включают инвестиции в оборудование, обучение сотрудников и организацию логистики, которые сложно использовать вне рамок конкретного партнерства. Эта специфика создает риски для поставщиков, и, если эти риски не компенсируются, они могут отказаться от инвестиций, что замедляет развитие всей производственной цепи.
Американская модель, представленная General Motors, традиционно основывается на контрактных отношениях. GM взаимодействует с поставщиками через строгие формальные соглашения и активно использует конкурентные методы выбора — тендеры, ценовые аукционы и краткосрочные контракты. В этой модели решение проблемы специфических ресурсов основывается на юридической защите интересов сторон: обязательства фиксируются заранее, риски распределяются через штрафы и компенсации, а при конфликтах применяются судебные механизмы. Однако такой подход создает атмосферу недоверия. Поставщики, не уверенные в долгосрочности отношений, неохотно делают инвестиции в специализированные ресурсы. Частая смена партнеров ограничивает накопление совместных знаний и технологий, что сказывается на инновациях и качестве продукции.
Японская модель, воплощенная в практике Toyota, основывается на реляционном подходе. Вместо краткосрочной конкуренции и жесткости контрактов, Toyota выстраивает долгосрочные отношения с ограниченным числом поставщиков, основанные на доверии, стабильности и взаимной поддержке. Эта модель является частью более широкой японской производственной философии, в которую входят принципы "кайдзен" и "джитока". Toyota поощряет своих поставщиков вкладываться в специфические ресурсы, проявляя лояльность, делясь знаниями и оказывая помощь в развитии. Такая система, хотя и более уязвима к злоупотреблениям, демонстрирует высокую корпоративную культуру, прочные неформальные обязательства и репутационную ответственность. В результате поставщики Toyota чувствуют себя более защищенными и готовы инвестировать в долгосрочные улучшения, что дает компании устойчивое преимущество в качестве и инновациях.
Таким образом, GM и Toyota показывают два различных подхода к одной и той же институциональной дилемме. Американская контрактная модель делает акцент на формальных механизмах защиты, снижая риски через юридические инструменты. Японская реляционная модель минимизирует те же риски через доверие, постоянные взаимодействия и культуру сотрудничества. В долгосрочной перспективе реляционный подход Toyota оказался более успешным, позволяя компании создать крепкие производственные сети, добиться высокой надежности поставок и качества продукции.
Выбор между этими моделями зависит от контекста: правовой среды, культурных особенностей и стратегических целей компании. Тем не менее, опыт Toyota показывает, что при наличии устойчивой институциональной поддержки и культуры сотрудничества реляционная модель может стать мощным средством преодоления барьеров, связанных со спецификой ресурсов, и двигателем устойчивого развития.
Оппортунизм и ограниченная рациональность
Оппортунизм можно охарактеризовать как поведение участников рынка, которое сосредоточено на удовлетворении собственных интересов, часто за счет других. Он проявляется в различных формах, таких как:
• Обман: Участник может предоставить ложные или вводящие в заблуждение сведения о продукте или услуге с целью получения выгоды.
• Манипуляции: Некоторые лица могут использовать свои знания для манипуляции другими участниками, извлекая из этого выгоду.
• Недобросовестная конкуренция: Участники могут прибегать к нечестным методам, чтобы получить преимущество на рынке.
Оппортунизм особенно заметен в условиях асимметрии информации, когда одна сторона располагает большей информацией, чем другая. Это может привести к ситуациям, когда один участник извлекает выгоду за счет другого.
Концепция ограниченной рациональности, разработанная Гербертом Саймоном, утверждает, что люди не всегда действуют как полностью рациональные агенты. Их способности к обработке информации и принятию решений имеют свои пределы. Ключевые аспекты ограниченной рациональности включают:
• Неопределенность: Участники не всегда имеют доступ ко всей необходимой информации для принятия оптимальных решений.
• Когнитивные ограничения: Люди могут не справляться с обработкой и анализом всей доступной информации из-за ограничений памяти и внимания.
• Эмоциональные факторы: Эмоции могут оказывать влияние на процесс принятия решений, что снижает уровень рациональности.
Связь между оппортунизмом и ограниченной рациональностью заключается в том, что оппортунистическое поведение нередко возникает из-за этих ограничений. Например:
• Недостаток информации: Если покупатель не осведомлен о качестве товара, продавец может воспользоваться этим и продать товар низкого качества по завышенной цене.
• Ошибки в оценке: Участники могут неправильно оценивать риски и выгоды, что создает возможности для оппортунистического поведения со стороны других.
Таким образом, эти две концепции помогают объяснить, почему на рынках возникают проблемы, такие как асимметрия информации, неблагоприятный отбор и моральный риск. Понимание этих механизмов имеет важное значение для разработки стратегий управления рисками и создания более эффективных рыночных институтов.
Почему для сохранения тех или иных видов страховых услуг может требоваться введение обязательного страхования?
1. Проблема асимметричной информации и неблагоприятного отбора.
На рынке страховых услуг застрахованные лица зачастую располагают большей информацией о своих рисках, чем страховщики. Это создаёт угрозу неблагоприятного отбора — в систему чаще вступают те, кто знает о своём высоком риске, тогда как лица с низким риском уходят с рынка. В результате система становится финансово нестабильной .
2. Моральный риск и постконтрактный оппортунизм.
После заключения страхового контракта застрахованное лицо может изменить своё поведение, зная, что ущерб будет возмещён страховщиком. Это приводит к завышенному потреблению услуг (например, частые визиты к врачу при наличии медстраховки) и росту издержек страховщика .
3. Недостаточность частного спроса.
Страхование может быть «доверительным товаром» — его эффективность трудно оценить заранее и даже после использования. Это снижает мотивацию к добровольному страхованию, особенно у лиц с низкой финансовой грамотностью, что приводит к заниженному уровню охвата и финансовой неустойчивости страховых схем .
4. Институциональная логика и контроль.
Обязательное страхование можно рассматривать как механизм координации интересов между государством, фирмами и гражданами. Это форма контрактного принуждения, которая снижает риски и позволяет государству контролировать реализацию социальных функций (например, охрану здоровья, безопасность труда) через централизованные институты .
5. Экономия на трансакционных издержках.
Обязательное страхование упрощает администрирование, снижает издержки поиска и заключения индивидуальных контрактов, обеспечивая «встроенный» механизм перераспределения рисков между широкими слоями населения
Исмаилова Айшат
В каком случае асимметричность информации о типе продавца может привести к исчезновению рынка?
Асимметричность информации, когда одна сторона сделки владеет большей информацией, чем другая, является распространенным явлением на рынках. Обычно продавцы обладают большей информацией о качестве предлагаемого товара или услуги, чем покупатели , наиболее серьезных случаях , асимметрия информации может привести к полному исчезновению рынка
Ситуация когда рынок может исчезнуть , бывает при условиях :
Различия в качестве: Есть "качественные" продавцы, предлагающие хороший продукт, и "некачественные" , предлагающие плохой продукт.
Асимметрия информации о качестве:
У покупателей есть лишь общие представления о вероятном распределении качества на рынке, но они не могут отличить хороший товар от плохого ex ante.
Невозможность достоверной сигнализации: Качественные продавцы не могут убедительно сообщить покупателям о высоком качестве своего продукта.
Рациональное поведение покупателей:
Покупатели ведут себя рационально, то есть стремятся максимизировать свою выгоду, учитывая доступную им информацию.
Механизм исчезновения рынка:
В условиях такой асимметрии информации покупатели, не зная, какой товар им попадется, готовы платить лишь цену, отражающую среднее качество товаров на рынке. Качественные продавцы, предлагающие товар, стоимость которого выше , оказываются в невыгодном положении потому , что им становится невыгодно продавать свой товар , и они уходят с рынка.
После это приводит к изменению структуры рынка , на рынке остаются преимущественно "лимоны". Покупатели, осознавая это, снижают свою готовность платить, ориентируясь уже на новую, более низкую, среднюю цену, отражающую ухудшившееся качество оставшихся товаров. Этот процесс повторяется до тех пор , пока рынок не исчезнет
Как можно изменить уход рынка :
Создание репутации , что бы убедить покупателей в качестве своего товара
Установление стандартов качества и сертификация товаров и услуг позволяют покупателям получить объективную информацию о качестве.
Предоставление гарантий и возможности возврата товара снижает риск для покупателей и стимулирует их к совершению покупок.
Государственное регулирование и надзор за рынком могут предотвратить мошенничество и обеспечить соблюдение стандартов качества.
Появление приложений и сайтов с отзывами и рейтингами
История, которую мы рассматриваем, на первый взгляд кажется парадоксальной: гребцы, сами нанимающие надсмотрщика для того, чтобы тот их избивал, вызывают недоумение и шок. Однако этот факт может быть объяснен через призму социальных, культурных и экономических контекстов, в которых происходят такие действия.
Во-первых, важно отметить, что жестокость надсмотрщика может восприниматься как проявление власти и контроля, которые, в свою очередь, могут быть результатом структурных социальных иерархий. В традиционном китайском обществе, как и в многих других культурах, существовали четкие слои общества, где положение человека определялось его статусом и ролью. Гребцы, нанимая надсмотрщика, могли стремиться к тому, чтобы сохранить свои позиции и обеспечить свою безопасность в условиях конкурентной среды, где скорость и производительность имели решающее значение.
Во-вторых, самоугнетение может быть связано с внутренними убеждениями и нормами, укоренившимися в культуре. Гребцы могли считать, что жестокий подход к работе – это не просто норма, но и необходимая мера для достижения успеха. Возможно, они были воспитаны в духе, где физическая дисциплина и строгость воспринимались как необходимые для достижения высоких результатов. Таким образом, они могли воспринимать надсмотрщика не как врага, а как необходимое зло, позволяющее поддерживать порядок и достигать целей.
Кроме того, экономические факторы также играли важную роль. Гребцы могли находиться в условиях, когда конкуренция за ресурсы и заработок была чрезвычайно высокой. В таких условиях жестокость могла восприниматься как неотъемлемая часть выживания. Нанимая надсмотрщика, они, возможно, надеялись, что такая мера позволит им работать более эффективно и, соответственно, зарабатывать больше.
Это поведение также можно рассматривать через призму теории психологического давления и страха. Когда человек находится под постоянным давлением, он может начать воспринимать насилие как норму. В этом контексте надсмотрщик становится символом не только внешнего контроля, но и внутренней борьбы гребцов, которые, стремясь к лучшей жизни, готовы терпеть унижения.
В заключение, история о гребцах и надсмотрщике отражает сложные механизмы взаимодействия власти, культуры и экономики. Она поднимает важные вопросы о том, как люди могут сами стать заложниками своей системы и своих убеждений, что приводит к принятию жестокости как нормы. Этот пример служит напоминанием о том, насколько важно понимать контекст, в котором происходят подобные действия, и о том, как глубоко укоренившиеся традиции могут влиять на поведение людей и их выборы.
«Почему для сохранения тех или иных видов страховых услуг может требоваться введение обязательного страхования?»
Введение обязательного страхования необходимо для сохранения определённых видов страховых услуг так как добровольная форма не всегда обеспечивает устойчивость системы. Это связано с асимметрией информации: лица с высоким риском охотнее страхуются тогда как низкорисковые участники уходят с рынка что приводит к неблагоприятному отбору и убыткам страховщиков. Кроме того, после заключения договора может возникать моральный риск застрахованные начинают вести себя менее осторожно увеличивая издержки. Страхование также относится к доверительным товарам чьё качество трудно оценить что снижает спрос. Обязательное страхование позволяет обеспечить массовое участие снизить трансакционные издержки и организовать перераспределение рисков выполняя важную институциональную функцию защиты общественных интересов и устойчивости рынка.
Отправить комментарий