Кейс 1. Жизнь копииста
Само по себе копирование картин – вполне законная
деятельность, если у художника есть разрешение Минкульта или одной из его
полномочных дочерних организаций. Кроме того, законопослушный копиист должен
заключать с заказчиком копии договор. Как правило, те, кому копия нужна в
криминальных целях, после предложения подписать договор разворачиваются и
уходят.
Заказы российским копиистам часто делают европейские
«предприниматели», причем время от времени «кидают» своих подрядчиков.
Виктор Андреев: «Представьте, мне пришлось стоять на
Арбате и продавать копию картины Питера Клааса «Натюрморт с трубками». Эту
работу мне заказал высокопоставленный европейский дипломат. Но, по-видимому,
решил сбить цену и вовремя не стал выкупать. А у меня правило: если покупатель
хоть чуть-чуть нарушает договор, да тем более начинает применять классические
приемы психоманипуляций, то он моих картин не увидит. Я картину продам кому
угодно, но не ему».
Копия картины, как и сама картина, имеет три основные
характеристики: научный паспорт, определение применяемых технических приемов, а
также используемых материалов. Учебники под редакцией Грабаря, книга Винера
«Материалы масляной живописи» и его пособие «Техника живописи», учебники по
пластоанатомии – настольные книги копиистов. Автор дорогой копии должен быть
адекватен мастеру, написавшему картину, в совершенстве владеть его техникой,
иначе обман сразу же раскроется. Поэтому заказы на копирование дают
топ-мастерам.
Кстати, есть и некопируемые работы, прежде всего
построенные на малозаметных сложных нюансах тональных и колористических
отношений при передаче света, воздуха, теней, со сложной цветовой гаммой
многослойной живописи, так называемым «валером».
Часто в замесы красок основного цвета добавляется
немного охры или марса коричневого и т.п., что изменяет спектральные
характеристики отраженного света, или, как говорят, цвет смягчается. Колористические
отношения также нюансируются полупрозрачными мазками по высохшему красочному
слою или по свежему (лессировка). Если художник не знает принципов создания
таких работ, и у него нет навыков их исполнения, то копирование невозможно. Но
такие приемы использовались при создании огромного множества дошедших до нашего
времени полотен. Следовательно, качественная копия картины – большая редкость,
грамотный эксперт всегда отличит подделку от оригинала.
Вопросы:
Почему заказчик и копиист не стремятся заключить полный
контракт?
Являются ли инвестиции мастера в написание копии для
определенного заказчика специфическими? Аргументируйте свой ответ.
Какая сторона, копиист или заказчик, может вести себя
оппортунистически?
Как называется такой вид оппортунистического поведения?
Почему оно возможно?
Кейс 2. Рестораны Франции: как заключить контракт с
рестораном?
Первый ресторан появился в Париже в 1672 г., когда кому-то из парижан
пришло в голову вынести на тротуар несколько мраморных столиков, за которыми посетители
могли спокойно пообедать. На двери заведения повесили надпись на латыни:
«Пожалуйте ко мне, вы, у кого нет аппетита – я восстановлю ваши силы». От
латинского слова «подкреплять, восстанавливать силы» и произошло слово
«ресторан».
Очень скоро – в 1680 г. в Париже открылось первое кафе, где посетителям
подавали плодовые сиропы, чай, ликеры, шоколад и, разумеется, кофе, от
которого, собственно и произошло название этого вида заведений.
Французы – самая «ресторанная» нация мира. Если для большинства русских семей
поход в ресторан – это праздник и событие, то французы обычно имеют свой любимый
ресторанчик поблизости от дома, в котором они зачастую и завтракают, и обедают,
и ужинают. Кафе и рестораны, которых во Франции великое множество чаще являются
семейным бизнесом. Каждый из этих маленьких ресторанчиков имеет свой круг постоянных
посетителей, живущих поблизости, свои фирменные блюда и свои тщательно охраняемые
кулинарные секреты. При этом с точки зрения экономных французов, хорошая еда не
должна стоить дорого (если речь, конечно, не идет о высокой кухне или о заведениях
для наивных туристов). Для экономии средств во французских ресторанах рекомендуется
пользоваться «фиксированным меню» – то есть заказывать комплексный обед,
состоящий из основного блюда, салата и десерта или сыра (иногда больше – вплоть
до шести блюд). «Menu fixе»
пользуется широкой популярностью в обеденное время, так как посетителю,
заказавшему комплексный обед, блюда обходятся вдвое дешевле, чем если бы он
заказывал их «a la carte», т.е.
по отдельности.
Порядок подачи блюд несколько отличается от принятого в России. Блюда
всегда подаются одно за другим и никогда не смешиваются – на стол никогда не
ставится несколько салатов или закусок сразу, как у нас. Обед начинается с супа
(если он присутствует в меню) или с холодной закуски, причем ее роль может
выполнять, например, дыня (но ни в коем случае не сыр, его подают в конце
трапезы). За холодной закуской следует горячая, затем основное блюдо – мясное
или рыбное (если в меню включено и то и другое, то рыбу подают перед мясом).
Следом идет овощной салат, а после него сыры – разные сорта, нарезанные
треугольными кусочками, подают на одном большом подносе. После сыров подают
«антреме» (буквальный перевод «между блюдами» – кушанье, призванное создать
плавный переход от обеда к десерту). После «антреме» (мусс, крем, суфле,
блинчики, пончики) подают сам десерт.
Французы знают толк в ресторанном деле. Не зря же самые престижные рейтинги
в ресторанном мире создаются именно во Франции. Самый уважаемый – «Красный гид Мишлен»:
его штатные инспекторы анонимно посещают рестораны Европы, оценивая кухню,
комфорт, гармонию с интерьером, обслуживание. Следующие по авторитетности рейтинги
– французские «Гомийо», «Пюдло» и «Гид Лёбей».
Вопросы:
Можно ли назвать соглашение между рестораном и
посетителями ресторана контрактом? Почему? Соблюдаются ли в этом случае
основные принципы контрактных отношений? Выделите основные элементы структуры
контракта в данном случае.
Комментариев нет:
Отправить комментарий