Кейс 8. Форд и Слоун
Генри
Форд и Альфред П. Слоун младший были великими руководителями. Они противостояли
друг другу в 20-х гг. XX века, когда впервые возникла концепция управления как
профессии и научной дисциплины.
Генри
Форд представлял архетип авторитарного предпринимателя прошлого: склонный к
одиночеству, своевольный, всегда настаивающий на собственном пути, презирающий
теории и «бессмысленное» чтение книг, Форд считал своих служащих «помощниками».
Если «помощник» осмеливался перечить Форду или самостоятельно принимать важное
решение, он обычно лишался работы. В компании Ford Motor только один человек
принимал решения с любыми последствиями. Форд расценил предложение Альфреда П.
Слоуна о реорганизации General Motors следующим образом: «… картинка с
развесистой клюквой посредине… Человек вынужден слоняться взад-вперёд, и от
ответственности каждый увиливает, следуя мудрости лентяев, что две головы лучше
одной».
Общие же принципы Форда были суммированы в одной фразе: «Любой покупатель может
получить автомобиль любого цвета, какого он пожелает, пока автомобиль остаётся
чёрным».
У Форда
были основания насмехаться над новомодными идеями Слоуна. Форд сделал свою
модель «Т» настолько дешёвой, что её мог купить практически любой работающий
человек.
Примерно
за 12 лет Форд превратил крошечную компанию в гигантскую отрасль, изменившую
американское общество. Более того, он добился такого снижения себестоимости,
что мог продавать автомобиль всего за 290 долл., и платить своим рабочим одну
из самых высоких ставок того времени – 5 долл. в неделю. В 1921 г. Ford Motor
контролировал 56 % рынка легковых автомобилей и заодно почти весь мировой
рынок. Фирма General Motors, которая в то время была конгломератом из
нескольких небольших полунезависимых компаний, хаотично перемешанных за
проволочной оградой, располагала всего 13 % рынка и дрейфовала к банкротству.
К
счастью, семья Дюпонов, ради спасения огромных капиталовложений в акции General
Motors, приняла на себя ведение её дел, пока крах ещё не разразился. Пьер С.
Дюпон, сам крупный сторонник современного управления, назначил президентом
фирмы Альфреда П. Слоуна. Слоун быстро превратил в реальность планы, над
которыми издевался Форд, тем самым введя в практику то, что остаётся до сих пор
главным принципом управления крупными компаниями. Реорганизованная General
Motors располагала крупной и сильной группой управления, а множество людей
получили право самостоятельно принимать важные решения.
Слоун
как личность был полной противоположностью Форду. Форд был несгибаемо жёстким,
своевольным, интуитивным человеком, а любимыми словами Слоуна стали
«методология» и «рациональность». Человек не шлялся взад-вперёд, как
предсказывал Форд. Напротив, на каждого руководителя были возложены
определённые обязанности и дана свобода делать всё, что необходимо для их
выполнения. Слоун также разработал хитроумную систему контроля, позволявшую ему
и другим руководителям быть в курсе того, что происходит в их гигантской
корпорации.
В то
время как Ford Motor сохранила верность чёрной модели «Т» и традиции, согласно
которой босс командует, а остальные выполняют, команда Слоуна быстро воплотила
в жизнь новые концепции в соответствии с изменяющимися потребностями
американцев. Фирма General Motors ввела в практику частые замены моделей,
предлагая потребителям широкий ассортимент стилевых и цветовых оформлений и
доступный кредит. Доля Ford Motor на рынке резко сократилась. В 1927 г. фирма
была вынуждена остановить конвейер, чтобы переоснастить его под выпуск весьма
запоздавшей модели «А». Это позволило General Motors захватить 43,5 %
автомобильного рынка, оставив Форду менее 10 %. Несмотря на жестокий урок, Форд
так и не смог прозреть. Вместо того, чтобы учиться на опыте конкурента, он
продолжал действовать по старинке. В следующие 20 лет фирма Ford Motors едва
удерживалась на третьем месте в автомобильной промышленности и почти каждый год
теряла деньги. От банкротства её спасло только обращение к резерву наличных в 1
млрд долл., который Форд скопил в удачливые времена.
Вопросы для работы с кейсом
1. Кто был лучшим менеджером – Форд или Слоун? Почему?
2.
Какие факторы содействовали успеху фирмы Ford
Motor и General Motors?
3. Какова важнейшая причина поражения Форда?
4. Как в данном кейсе
ограниченная рациональность руководителей повлияла на правильность принятых
управленческих решений?
Кейс 9. Японская кухня в России
История
компании «Васаби» берёт своё начало в 2003 году, когда в Москве на проспекте
Медиков открылся первый японский ресторан «Васаби». Основным направлением деятельности
компании стало развитие сети ресторанов японской кухни «Васаби» и итальянской
кухни «Розарио».
В
настоящее время в состав группы компаний входят заведения, расположенные в
Санкт-Петербурге, Москве, Череповце, Пскове, Великом Новгороде, Костроме,
Сыктывкаре.
В
Сыктывкаре ресторан «Васаби–Розарио» стал пользоваться огромной популярностью
сразу после открытия в торговом комплексе «Июнь». Посетители охотно
организовывали там корпоративные праздники, устраивали дни рождения для детей,
просто проводили время в хорошей компании. Качество блюд, система скидок и
бонусов привлекала всё больше и больше любителей японской и итальянской кухни.
Наступил
2014 год, который принёс невиданное ранее напряжение в международных отношениях
России со многими странами. Санкции, предпринятые Западом, вынудили российское
руководство принять ответные меры. Наша страна пошла по пути протекционизма
отечественной экономики – был принят запрет на ввоз многих видов зарубежной
продукции. Всё бы ничего, но компания «Васаби» неожиданно потеряла проверенных
поставщиков рыбы из Норвегии. По сути, рестораны лишились основного сырья для
приготовления блюд японской кухни – лосося. Стало невозможно приготовить по
традиционному рецепту классические суши, самые простые роллы «сяке-маки», и, к
великому сожалению посетителей, – любимые всеми роллы «филадельфия».
На
лицах завсегдатаев ресторана появлялось выражение разочарования, когда
официанты сообщали им о невозможности приготовить их любимые блюда. Некоторые
даже вставали и уходили, не желая заказывать что-то другое. Ситуация была
критической. Директор сыктывкарского филиала срочно дал указание поварам найти
хоть какую-нибудь замену лососю. Одновременно он провёл беседу с заместителем
по снабжению и тот обещал активизировать работу по поиску другого поставщика.
Повара
достойно справились с заданием, заменив лосося мясом краба. Конечно,
«филадельфию» повторить не удалось, но были разработаны новые роллы,
отличающиеся от «филадельфии» только обёрткой – мясо краба вместо лосося. Новое
блюдо стало позиционироваться как аналог самых популярных роллов. При этом мясо
краба было дороже лосося, но цена на роллы не была поднята. Это позволило если
не спасти ситуацию, то хотя бы временно «сгладить» проблему.
Заместитель
по снабжению сыктывкарского филиала «Васаби» провёл огромную работу по поискам,
отбору и переговорам с возможными поставщиками. В итоге ему оставалось выбрать
между дальневосточным рыбным предприятием и неожиданно поступившим предложением
из Чили. Посоветовавшись с директором, снабженец остановил свой выбор на
чилийском лососе – при сопоставимом качестве это сырьё оказалось намного
дешевле дальневосточного.
Через
три недели после прекращения поставок лосося, в ресторане «Васаби–Розарио»
наконец снова появились любимые всеми роллы «филадельфия». Вскоре постоянные
посетители вернулись, и объёмы продаж вышли на прежний уровень.
Вопросы для работы с кейсом
1. Дайте оценку действиям
руководства компании. Правильно ли оно поступило?
2. Как вы думаете, почему
руководство не повысило цену на роллы-заменители, несмотря на то, что по
себестоимости они были дороже? Верное ли это решение?
3.
Принимается
ли во внимание ограниченная рациональность экономических агентов?
4. Как в данном кейсе
ограниченная рациональность руководителей повлияла на правильность принятых
управленческих решений?
Кейс 10. Обратная сторона социальной ответственности
В
небольшом посёлке Владимирской области есть ООО «Картас», бывший
государственный механический завод, который до перестройки был градообразующим
предприятием. Свыше 90% работоспособного населения посёлка работало на заводе –
других предприятий не было. Ясли, детские сады, школы, больница так или иначе
были связаны с заводом. У него был свой жилищный фонд (в том числе гостиница и
общежития), свой клуб, кафе и т. п. С началом рыночных преобразований
финансовое положение ООО «Картас» резко ухудшилось, и оно уже не могло выделять
на социальные нужды такие средства, как раньше. Вскоре оно и вовсе прекратило
оказывать помощь населению – передало жилищный фонд на баланс органу местного
самоуправления, прекратило дарить подарки ветеранам и т. п.
Эти
действия вызвали бурную реакцию населения, которое привыкло пользоваться
социальными благами за счёт завода. Жители посёлка, сотрудники учреждений
образования, милиции, здравоохранения толпами ходили на приём к руководству
ООО. Руководство пыталось урезонить просителей: дескать, мы самостоятельны и
платить никому не должны, но от помощи не отказываемся и предлагаем переждать
несколько лет. Населению такая логика показалась неубедительной. Началась охота
на руководство завода: горели дома и автомашины; квартиры, дачи и гаражи
обворовывались (при этом народ рассуждал: «Я ведь не ворую, а возвращаю своё –
то, что директор наворовал у меня раньше»); народ избивал руководителей и даже
членов их семей, пытался похитить дочь директора и т. п. Место директора ООО
иначе как местом смертника не называли: трое директоров попали в больницу
(причём один с закрытой черепно-мозговой травмой и переломами рёбер). Всего за
1997–2000 годы на заводе сменилось 14 директоров!
Престарелые
жители посёлка нашли другой способ давления на завод. Они стали писать в
различные инстанции о якобы совершающихся злоупотреблениях и хищениях
собственности. В посёлок зачастили проверки. Если визиты сотрудников
прокуратуры, милиции и налоговой инспекции особого ущерба не наносили, то две
проверки налоговой полиции – с выламыванием дверей и изъятием документов –
каждый раз на полтора-два месяца выбивали предприятие из колеи.
Результатом
непоколебимой уверенности населения в том, что завод ему должен (следствие
активной социальной роли предприятия ранее), стало ещё большее ухудшение
финансового положения ООО. Кстати, работники предприятия ещё и бастовали, что
тоже не лучшим образом сказывалось на эффективности завода, который в конце
концов практически прекратил какую-либо деятельность. Какое-то время ООО
«Картас» ничего не производил, имел кучу долгов, а основные кредиторы готовили
иск в областной арбитражный суд о признании завода банкротом. Вскоре
предприятие и вовсе прекратило своё существование.
Судьба
ООО «Картас» – это классический пример того, как дорого может обойтись бездумно
высокий уровень социальной ответственности.
Вопросы для работы с кейсом
1.
Можно
ли в данном случае рассмотреть фирму как способ организации сделки и почему?
2.
Можно
ли применить к данному кейсу три стратегии игроков, и какую именно? («Золотое
правило». Стандарт равных усилий.
Оппортунизм. )
3. Возможно ли
применить подход Уильямсона к анализу данной ситуации?
4. Как вы думаете, извлекало ли само предприятие пользу из
собственной социальной ответственности?
5. Почему прекращение социальных мер вызвало такую реакцию у
населения? Можно ли было предотвратить данную ситуацию?
6. Всегда ли оправдан высокий уровень социальной ответственности
предприятий? В каких случаях следует с осторожностью распространять социальные
блага?
Комментариев нет:
Отправить комментарий